Тбилисоба для люмпенов

Тенгиз Аблотия

В эти выходные в столице Грузии завершилось очередное всеобщее, коллективное недоразумение, которое по неведомой никому причине называется «Днем города» или «Тбилисоба».

Проводится сие диковинное мероприятие ежегодно, и всякий раз наивные горожане надеются, что хоть на этот раз Тбилиси будет выглядеть как город, а не как кишлак, но, увы, год за годом повторяется одно и то же.

Все начинается с в общем-то благих намерений. На проведение Дня города выделяются неплохие суммы, мэрия начинает судорожно составлять культурную программу, ищет певцов-танцоров, акробатов-клоунов, чтобы они смогли показать свое умение в ходе двухдневного действа.

Но получается это как-то криво-косо. Похоже на то, как молодой специалист, попав на первое в своей жизни место работы, пытается изменить мир, но, спустя некоторое время, понимает, что мир неизменен, и проще всего, махнув рукой, плыть по течению.

Так и тут: искреннее желание сделать из Тбилисоба праздник европейского образца с марширующими духовыми оркестрами в обстановке порядка, чистоты и безупречной гигиены завершается традиционной обжираловкой во всех частях немаленького города.

Когда я слышу понятие «День города», сразу вспоминается какой-нибудь Амстердам или Милан – с аккуратными чистыми улицами, с нарядной публикой, многочисленными театральными постановками и акробатическими номерами.

Реальное Тбилисоба – это 10% гламура на двух-трех центральных улицах города, где что-то приличное, более или менее человекообразное все-таки происходит, и 90% – тотального всеобщего пожирания свиных шашлыков и вина.

Символ Тбилисоба – не чинные оркестранты в красных мундирах, а базарные торгаши, которые эти два дня оккупируют почти весь город. Главная ассоциация Тбилисоба – это дым от мангалов, который накрывает городские улицы.

Все это происходит на фоне бесконечного мусора, грязи, столпотворения, ржавых микроавтобусов, в которых деревенские жители в очередной, уже в который раз привозят свои продукты на продажу.

Причем совершенно непонятно, чем им не угодили остальные 363 дня в году и почему с особой интенсивностью надо гадить в городе именно эти два проклятых дня в октябре. Если учесть, что продукты они продают по той же цене, что и обычно, смысл всеобщего паломничества люмпен-пролетариата на несчастные тбилисские улицы именно в эти дни остается неразрешимой загадкой.

Прямо-таки слышу гневные возражения моих соотечественников. И ключевое из них – это самый главный лозунг всех неудачников в мире, универсальное оправдание всем гадостям, эдакая бесплатная индульгенция, и называется она «Да такое везде происходит»...

Обязательно напомнят мне про Октоберфест, где объедение и упивание, вероятно, не меньше, чем на Тбилисоба. Только вот я им в свою очередь напомню: Октоберфест называется «Фестивалем пива». Он не называется «Днем города», или «Мюнхеноба», или чем-то в таком роде.

Пожалуйста, если хотите, можете назвать это недоразумение «Днем шашлыка», и тогда все будет понятно, логично и без возражений. Поскольку он все-таки называется «Днем города», то и стандарты к нему должны быть совсем иные.

Вот только, пожалуйста, не надо сравнивать гастрономическую часть городских праздников в Европе с тем беспределом, который творится у нас.

В европейских городах – чистые и красивые прилавки, оформленные под национальный колорит, горожане чинно пьют глинтвейн и закусывают сосисками, и происходит все это локально, на маленьком пятачке территории. Порядок, чистота, организованность.

И, наоборот, на Тбилисоба город превращается в огромный беспорядочный рынок, в скопище обжорных точек, состоящих из грубых деревянных столов, накрытых дешевым навесом из синего полиэтилена; все вокруг дымит, грязь непролазная.

Тбилисоба не имеет ничего общего ни с Тбилиси, ни с каким-либо другим городом, ни с понятием «город» вообще. Тбилисоба – это скопище всех мерзостей, которые есть в Грузии и которые обычные 363 дня в году менее заметны, так как равномерно распределяются по всей стране.

Именно в эти два октябрьских дня вся эта масса, весь люмпен-пролетариат во главе с базарно-уличными торгашами высыпает на городские улицы практически в полном составе – причем по обе стороны прилавка...

Сейчас опять слышу возражения моих не в меру патриотичных соотечественников, которые, не скупясь на нецензурную брань, обвиняют меня в очернении национальных традиций.

Для особо упертых скажу: понятно, что есть вещи, чужеродность которых сложно доказать из-за того, что они появились в наших краях либо давно, либо очень давно.

Например, вы называете христианство «нашей религией», притом, что создавали его евреи, узаконили римляне, а окончательную форму придали греки, и никаких «ВАС» там близко не стояло лет так 400. Также невозможно доказать, что омерзительное грузинское застолье не является никаким «национальным», и появилось оно в 60-70-е годы ХХ века.

Но Тбилисоба уж точно никак не может претендовать на роль национально-духовных скреп, потому что появилось на свет 28 октября 1979 года, глубоко при Шеварднадзе-Брежневе. Это был слащаво-приторный коммунистический праздник, который не имел никакого отношения ни к какой Грузии вообще...

Нет, я, конечно, прекрасно понимаю, что нам всем, насмотревшимся на чинные и аккуратные дни городов в Европе, тоже хочется, чтобы и на наших улицах – оркестранты в розовых костюмах и глинтвейн с сардельками.

Но вот незадача – ничего из этого не выходит. Как говорил русский народный златоуст Черномырдин, «что ни делай – все равно выходит КПСС»... Так и тут: стоит грузинскому люмпену в большом количестве выйти на улицу – хоть ты тресни, все равно получается беспардонное обжорство.

Это продолжается многие годы, и пора бы наконец понять: Тбилисоба не является чем-то ценным само по себе, а привести его в норму и сделать похожим на какой-нибудь «Краковоба» никак не получается.

Поэтому остается единственный вариант – к черту все это. Хватит позориться. Не нужно никакое Тбилисоба – нам и в остальные 363 дня некуда деваться от торговли и шашлыков, дайте хотя бы два дня отдохнуть...

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции