"Иноагент" Соединенных Штатов

10 подозреваемых в шпионаже в пользу России в суде Нью-Йорка, 8 июля 2010 г.

Случаи уголовного преследования за нарушение "Закона об иностранных агентах" в США крайне редки, а дел, доведенных до приговора, единицы. В чем же тогда смысл существования этого юридического документа?

Сразу после прихода к власти в Германии нацистов американцы стали замечать бурный рост пронацистских настроений в США. Появились и организации, симпатизирующие гитлеровскому режиму. Самая значительная была основана в Нью-Йорке по прямому указанию заместителя фюрера по партии Рудольфа Гесса и называлась "Друзья новой Германии". Ее вождем стал немецкий иммигрант Хайнц Шпанкнобель. Они устраивали шумные сборища и попытались превратить традиционный "Немецкий день" в Нью-Йорке в "День Гитлера", но вмешался мэр города Патрик О'Брайен, своей властью запретивший мероприятие.

Парад Германо-американского союза в Нью-Йорке. 30 октября 1939 года. Из собрания Библиотеки Конгресса США

В американской прессе уже летом 1933 года появились статьи о разветвленной пропагандистской сети, управляемой из генерального консульства Германии в Нью-Йорке и финансируемой американскими филиалами немецких компаний. Газеты указывали на Carl Byoir and Associates – одну из самых успешных фирм в области пиара. Писали, что фирма по контракту с Немецким государственным туристическим бюро получает 72 тысячи долларов в год на улучшение имиджа нацистской Германии в США. Для сравнения можно сказать, что зарплата конгрессмена составляла тогда девять тысяч долларов в год.

Наконец в ноябре 1934 года грозно прогремела новость о заговоре предпринимателей, которые будто бы собирались учинить в стране военный переворот, свергнуть президента Рузвельта и установить пронацистский режим. С разоблачением выступил отставной генерал-майор морской пехоты Смэдли Батлер, которому, по его словам, было предложено возглавить заговор.

Генерал Батлер в выпуске новостей студии Universal: "Я предстал перед комитетом Конгресса, высшим представителем американского народа, согласно повестке, чтобы рассказать, что мне известно о деятельности, которая, как я считаю, могла привести к попытке установления фашистской диктатуры... Под мое командование передавалась организация, состоящая из 500 тысяч человек, способная взять на себя функции правительства..."

Для расследования этих обвинений Конгресс учредил специальный комитет, позднее превратившийся в комитет по расследованию антиамериканской деятельности. Комитет не нашел доказательств, подтверждающих показания генерала. Газеты писали, что Батлер, всего вероятнее, стал жертвой мистификации, праздной болтовни за коктейлями. Заговор прозвали "коктейльным путчем".

Первая поправка к Конституции гарантирует свободу слова всем, в том числе и нацистам

Однако комитет Конгресса на этом не свернул свою деятельность и занялся нацистской пропагандой. Конгресс не мог запретить ее – Первая поправка к Конституции гарантирует свободу слова всем, в том числе и нацистам. Но можно сделать так, чтобы публика не путала ее с объективной журналистикой. Сопредседатель комитета Джон Уильям Маккормик внес законопроект об обязательной регистрации иностранных агентов (FARA), который вступил в силу в сентябре 1938 года. В соответствии с этим законом физическое или юридическое лицо, согласившееся представлять в США интересы иностранного правительства, политической партии, компании, организации или частного лица, должно в течение 10 дней зарегистрироваться в этом качестве и каждые полгода предоставлять американскому правительству свой финансовый отчет. Все материалы, распространяемые иностранным агентом, должны иметь соответствующую пометку. Список зарегистрированных иностранных агентов и их финансовая отчетность публикуются для всеобщего осведомления.

Пиар-фирма Карла Байора, которая расторгла контракт с Немецким туристическим бюро еще в 1934 году, оставалась под подозрением. Конгрессмен Райт Пэтман, один из самых активных членов комитета, называл ее "троянским конем Гитлера" и обвинял фактически в государственной измене. Байор потребовал от ФБР расследовать эти обвинения. Когда в августе 1940 года комитет начал слушания о враждебной пропаганде, обвинения против Байора были уже сняты, и сам он в своих показаниях Конгрессу твердо отрицал их. Рассказывая о красотах природы и достопримечательностях Германии, говорил он, фирма не выходила за рамки обычной рекламной кампании.

В 1966 году в закон были внесены поправки, которые перенесли центр тяжести с пропаганды на лоббизм

Карла Байора оставили в покое. Но за годы войны в США было возбуждено 23 уголовных дела за нарушение FARA. В 1966 году в закон были внесены поправки, которые перенесли центр тяжести с пропаганды на лоббизм. С тех пор случаи уголовного преследования за нарушение FARA можно пересчитать по пальцам, а для дел, доведенных до приговора, и пальцев одной руки много.

В 1951 году правительство США обвинило видного общественного деятеля, африканиста Уильяма Дюбуа в том, что возглавляемый им Информационный центр в защиту мира действует в интересах Советского Союза и, следовательно, подпадает под признаки иностранного агента. Но Дюбуа отказался регистрировать центр в этом качестве. Министерство юстиции США обратилось в суд, однако суд оправдал Дюбуа. В дальнейшем Дюбуа вступил в компартию США, отказался от американского гражданства и переехал в Гану.

В 2004 году за злостные нарушения FARA была привлечена к уголовной ответственности активистка движения против войны в Ираке Сьюзен Линдауэр. Она обвинялась в том, что получала средства на свою деятельность (в общей сложности 10 тысяч долларов) от сотрудников иракской разведки. Чтобы разоблачить ее, агент ФБР выдал себя за представителя ливийских спецслужб. Суд дважды признавал ее недееспособной по причине психического расстройства. В 2009 году правительство было вынуждено отказаться от обвинений. Линдауэр, кроме того, выиграла иск к Минюсту, доказав, что в заключении ей принудительно давали медикаменты.

Кадр из видео ФБР, на котором Анна Чапман встречается с агентом в кафе в Нью-Йорке, 26 июня 2010

Наконец, можно вспомнить, что именно нарушение FARA американское правосудие вменило группе нелегалов российской разведки, арестованных в июне 2010 года. Но это был особый случай: уже существовала договоренность об их обмене, и правительство решило не усложнять процедуру. Арестованные признали себя виновными в том, что не зарегистрировались как иностранные агенты, и благополучно вернулись в Россию.

Самое громкое из недавних обвинений в нарушении FARA касается бывшего советника президента США по национальной безопасности Майкла Флинна: он лоббировал интересы Турции, но контракт подписал с частной фирмой и зарегистрировался как ее агент. Однако известно, что его клиент, турецкий бизнесмен Еким Алптекин – лояльный сторонник президента Эрдогана. Связи Флинна с Россией все еще расследует ФБР.

Иностранные средства информации, получившие в законном порядке лицензию на вещание в США, подпадают под действие FARA только в том случае, если они контролируются или финансируются из-за рубежа и если американским гражданам в них принадлежит менее 80% капитала. Ни о каком ограничении вещания речь не идет.

Радио Свобода