Деньги пахнут. Аптекой

Представители властей наличие проблемы в фармацевтической сфере признают и обещают ввести жесткие меры контроля

Главной проблемой фармацевтического рынка Грузии является фактическое отсутствие контроля за качеством и ценообразованием медикаментов, говорят специалисты области.

На сегодняшний день на фармацевтическом рынке Грузии наблюдается парадоксальная ситуация. В большинстве случаев произведенные в Грузии лекарства-дженерики стоят дороже, чем оригинальные препараты мировых брендов. Более того, по словам экономического аналитика Общественного вещателя Мераба Джаниашвили, произведенные в Грузии медикаменты стоят дешевле в соседней Армении, несмотря на затраты, связанные с экспортом. Существующая модель ценообразования зависит от специфики грузинского рынка, который на протяжении 10 лет поделен между двумя компаниями («Аверси» и PSP), в руках которых сосредоточен замкнутый цикл здравоохранения.

«Фармацевтический рынок Грузии можно считать наглядным образцом монопольного деления рынка. Судите сами: две компании контролируют практически весь аптечный бизнес, импорт и производство медикаментов, клиники и госпитали. Поэтому попавшему в одну из этих сетей пациенту выписывают дорогие лекарства, произведенные на линиях этих же компаний», – говорит Мераб Джаниашвили.

Your browser doesn’t support HTML5

Деньги пахнут. Аптекой

Положение в этой отрасли противоречит курсу Грузии на членство в евроатлантических структурах. Даже в странах с либеральной экономикой существуют жесткие ограничения в сфере фармацевтики. В некоторых странах запрещено превышать цену, зафиксированную на таможне, более чем на 45%. К примеру, в Великобритании доходы этого бизнеса не должны превышать 17-21%.

«Мы не контролируем даже качество реализуемой продукции. Формально контроль за этой сферой осуществляет Агентство по регулированию медицинской деятельности. В прошлом году бюджет ведомства составил 3 миллиона 360 тысячлари, откуда на зарплаты сотрудников был израсходован 71%, а на исследование качества лекарств было выделено всего 100 тысяч лари. Естественно, в этих условиях и речи быть не может об эффективном контроле».

В самих компаниях отрицают наличие картельного сговора. По словам гендиректора GM Pharmaceuticals (PSP) Георгия Антидзе, ценообразование зависит от многих факторов:

«Выпускаемые нами препараты не могут быть дешевле оригинальных по той простой причине, что входящие в них компоненты аналогичны по качеству оригиналу и производятся из того же сырья, что и медикаменты брендовой компании».

По словам Мераба Джаниашвили, данное заявление не выдерживает никакой критики, так как на разработку нового медикамента компании зачастую тратят сотни миллионов долларов, а для выпуска дженериков необходимо лишь наличие лицензии. К тому же ни для кого не является секретом, что сырье в Грузию попадает с рынков Индии и Китая, продукция которых, по данным ВОЗ, весьма далека от необходимых стандартов, резюмировал эксперт.

На данном этапе представители властей наличие проблемы признают и обещают ввести жесткие меры контроля. Вот, к примеру, последнее обещание главы парламентского комитета по здравоохранению Акакия Зоидзе:

«Я не раз заявлял и повторюсь: в нашей системе здравоохранения и фармации конкуренция является весьма условным понятием. Дело требует вмешательства со стороны государства. На первом этапе необходимо установление верхнего потолка цен на 300-400 медикаментов жизненной необходимости».

По словам Мераба Джаниашвили, декларативные заявления так и останутся заявлениями, если государство не проявит твердую политическую волю и не покончит с существующим положением вещей. Это возможно и силами Антимонопольного ведомства, которое должно незамедлительно заняться изучением фармацевтического рынка.

Ситуацию осложняет и то, что эта сфера бизнеса имеет влиятельное лобби в парламенте, деятельность которого направлена на блокирование появления на рынке новых игроков.