Национальные общины выбрали обманчивую традиционность

В Марнеульском районе и Джавахетии, вопреки тревожным ожиданиям, выборы прошли спокойно

Выборы в местные самоуправления в регионах Грузии, в которых компактно проживают национальные меньшинства – в Марнеульском районе и Джавахетии, вопреки тревожным ожиданиям, прошли спокойно и, в соответствии с традицией лояльности правящей партии, – вполне предсказуемо.

И Джавахетия, населенная преимущественно армянами, и Марнеульский район, где компактно проживают азербайджанцы, накануне выборов, казалось бы, сделали все, чтобы оказаться в ходе голосования в центре внимания. В селе Кумбурдо прошли столкновения у местного храма, куда армянские активисты пытались, вопреки договоренностям грузинских и армянских церковных иерархов, внести хачкары – армянские каменные кресты. В этом многие наблюдатели увидели не только всплеск религиозной полемики, но и вполне предвыборного свойства провокации, в связи с чем с некоторыми опасениями ждали выборного часа «Х». Как с облегчением отмечает редактор портала JNEWS Римма Гарибян, опасения оказались напрасными:

«Эти события в Кумбурдо или другие какие-то стычки были, постоянные споры происходили, поэтому было такое напряжение, и мы думали, что выборы будут очень горячие. Выборы прошли в довольно-таки спокойной и в мирной среде, правда, были у нас в селах какие-то маленькие споры и стычки, но это не было массово».

Your browser doesn’t support HTML5

Национальные общины выбрали обманчивую традиционность

Как рассказывает редактор общинного радио Марнеули Камилла Мамедова, стычки во время выборов происходили время от времени и здесь, но и она отмечает, что самые скверные опасения не подтвердились. Здесь ситуация обострилась накануне выборов, когда у штаба «Грузинской мечты» в ходе нападения был ранен кандидат от правящей партии. Это дало наблюдателям основания заподозрить серьезные разногласия внутри правящей команды, которые и переросли в соперничество разных кандидатов на выборах. Поэтому предположения о том, что события могут развиваться самым непредсказуемым, а может быть, и боевым образом, в Марнеульском районе никто не считал проявлением паникерства. Однако не только ход выборов, но и их результат выглядели драмой, но, по крайней мере, мирной.

«Большие ожидания были, медиа очень интересовались, международные организации, местные наблюдательные организации – был большой ажиотаж, потому что все думали, что будет много провокаций. У нас 19 октября была перестрелка, в результате которой был ранен мажоритарный депутат. Кстати, он выиграл, у него больше 70%, но он без сознания до сих пор, подключен к аппарату искусственного дыхания и, к сожалению, об этом не знает. Все спокойно, но наблюдатели говорят об очень больших административных нарушениях, оппозиция говорит о том, что было много случаев фальсификации, были т.н. карусели, говорят о подкупе избирателей где-то в районе 5-10 долларов за голос», – рассказала Камилла Мамедова.

И Джавахетия, и Марнеульский район славятся своей традицией лояльности на выборах. Правда, последний в прошлый раз выступил против тренда, что теперь, судя по всему, можно лишь характеризовать как то самое исключение, которое подтверждает правило. И административный ресурс на этот раз сработал в полном соответствии с принятыми нормами. Продолжает Камилла Мамедова:

«Мы – традиционная страна, и как бы все было в пользу правящей партии.

– Правящая партия разбила всех на голову…

– Конечно, всех победили, по всем направлениям – по пропорциональным спискам, победили мэры. Только в трех или пяти регионах назначены вторые туры выборов в мэры. Т.е. там все рассчитано, арифметика очень точная. Они по три партии вводят в местные советы – это, помимо «Грузинской мечты», «Национальное движение» и «Европейская Грузия». Например, в Марнеули у нас «Европейская Грузия» будет представлена, как мы подсчитали, тремя членами, и один «национал», т.е. они, в принципе, ничего не изменят, потому что из правящей партии будет целых 20 человек».

В Джавахетии тоже никаких отступлений от плана победы партии власти не случилось. Римма Гарибян тоже говорит об укоренившейся традиции:

«Знаете, наш регион тоже всегда отличается тем, что голосует за правящую партию – 60 с лишним процентов получил кандидат от правящей партии, только в одном мажоритарном округе у нас победил мажоритарный кандидат от оппозиции, «Альянса патриотов».

В отличие от Тбилиси, как говорит Римма Гарибян, в Джавахетии нет традиционного противостояния «Грузинской мечты» и «националов» – последние здесь вообще ничего не получили и никуда не пройдут. Да и сами выборы все-таки по своей сути больше походили, действительно, на местные.

«Кандидаты обещали именно привести в порядок местные дороги, провести воду, т.е. чисто местного характера, а то, чтобы проводить идеологию партии, – этого у нас нет, в основном обещают решать именно насущные проблемы населения.

– Но поверили все-таки большей частью в этом отношении правящей партии…

– Да, в основном уже второй год они побеждают благодаря работе агитаторов.

– Административный ресурс тоже работал, не только агитаторы залог успеха?

– Многие из агитаторов являются именно административным ресурсом, т.е. работниками каких-то местных учреждений. Он использовался также и со стороны оппозиционной партии. «Альянс патриотов» в Ахалкалаки тоже использовал этот административный ресурс».

Камилла Мамедова рассказ о том, за что голосовали люди, в соответствии ли с привычным сюжетом власть против оппозиции или все-таки их интересовали местные проблемы, начала с вопроса о явке:

«У нас была очень низкая явка. Такой тенденции никогда не наблюдалось. Тут другие оппозиционеры говорят, что это происходит от неверия, т.е. они и так знают, что за них все решено и люди не ходят на выборы. От 30 до 38 процентов – это очень низкий показатель, потому что в прошлом году на парламентские выборы у нас было около 42 процентов, и наблюдатели, с которыми мы сегодня общались, говорят, что идет такое несоответствие, чисто арифметически, что эти выборы у нас, я думаю, еще не закончились».

Так что спокойствие, судя по всему, обманчиво. Противостояние, которое привело к стрельбе, судя по всему, тоже, как и выборы, не закончено.

– Вот та предполагаемая коллизия внутри «Грузинской мечты», которая могла привести к пятничным событиям, закрыта выборами или нет?

Камилла Мамедова: Это не обсуждается. Даже медиа сегодня это не обсуждает как бы у нас внутри. Мы сегодня эту тему подняли и посмотрим, какая будет реакция. Мы это периодически вспоминаем, но, естественно, это блокируется и не обсуждается.