Немедленной явки министра внутренних дел Грузии Георгия Мгебришвили в парламент потребовала сегодня оппозиция. Депутаты хотят спросить его об инциденте, в ходе которого при задержании полицейскими умер молодой человек. Действия полицейских и позиция МВД вызвали негодование правозащитников и оппозиционеров.
Обстоятельства смерти 32-летнего Пааты Павлиашвили взбудоражили грузинское общество. 25 октября, ночью, во дворе у своего дома в Тбилиси он скончался в тот момент, когда ему надевали наручники.
По рассказам очевидцев, молодой человек решил заступиться перед полицейскими за соседа, у которого произошел конфликт с другим соседом. Патрульные решили задержать и его. Как рассказывают свидетели, он предупреждал, что ему плохо, говорил, чтобы его отпустили, и стал сопротивляться блюстителям правопорядка. Те свернули ему руки, повалили на землю и надели наручники. Паата неожиданно перестал сопротивляться, наступила внезапная смерть.
Your browser doesn’t support HTML5
Парламентское меньшинство сегодня потребовало немедленной явки министра внутренних дел Георгия Мгебришвили, говорит лидер фракции «Нацдвижения» Роман Гоциридзе:
«Фактически полиция выходит из общественного контроля. Это не только проблема МВД. Это проблема всего правительства, когда защищают своих, начиная с коррупции заканчивая другими случаями. Сегодня в стране работает принцип «если наш, то неприкасаемый».
Именно попыткой «выгораживания своих» сочли оппоненты власти и правозащитники последующие действия МВД. Буквально за считанные часы после инцидента МВД на своем сайте выложило двухминутное интервью с соседом Пааты Павлиашвили, в котором он утверждает, что скончавшийся человек был нездоров, зависим от алкоголя и психотропных веществ.
Как бы ни пыталась власть воздействовать на общественное мнение, груз ответственности в такой ситуации лежит на полиции, говорит секретарь фракции «Европейская Грузия» Георгий Канделаки:
«Министр внутренних дел даже не отвечает на запросы депутатов парламентского меньшинства, не приходит в парламент. Мы надеемся, что в ближайшем будущем на это дело, на другие острые вопросы, в том числе по делу Мухтарлы, он (министр Мгебришвили) отреагирует, исполнив свой долг».
В парламентском большинстве в явке министра МВД не видят необходимости, в громких заявлениях оппозиционеров глава парламентского комитета по правам человека Софо Киладзе видит совсем другое:
«Я уверена их (оппозиции) целью не является установление истины в деле. Их цель – деморализация страны, в том числе правоохранительных структур, для того чтобы эти люди опять вернули нас в тот период, которому все грузинское общество сказало «нет».
Представители правящей силы призывают общественность дождаться итогов расследования. Дело возбуждено по статье «Причинение смерти по неосторожности», следствие ведет Главная прокуратура.
В свою очередь представители гражданского сектора, правозащитных НПО призывают следственные органы вести расследование прозрачно, они требуют приложить к делу записи нагрудных видеокамер, которыми оснащены сотрудники патруля. Говорит правозащитник Бека Цикаришвили:
«Думаю, все знают, насколько усложнились отношения с полицией у каждого человека. Какой бы ни была ситуация, полицейские прибегают к насильственным методам, полицейская практика нуждается в изменениях».
Несколько гражданских активистов накануне устроили акцию протеста перед зданием парламента. Они требовали прекратить преследование людей, зависимых от психотропных и других веществ, требовали справедливого расследования дела умершего при административном задержании. И хотя активистов было всего несколько человек, они решили пикетировать проезжую часть Руставели. Патруль задержал одного из активистов за административное правонарушение и неподчинение законному требованию полиции.