Возмущение и протест гражданского сектора вызвали новые подробности в деле умершего при задержании Пааты Павлиашвили. Выяснилось, что патрульные не зафиксировали с помощью нагрудной камеры моменты, которые послужили причиной задержания. Семь правозащитных НПО сегодня обратились к МВД, Главной прокуратуре и парламенту с призывом в кратчайшие сроки расследовать дело. Они заявили, что проблемы, связанные с вероятными правонарушениями со стороны полицейских, принимают системный характер, и призвали правоохранительные органы заняться ими незамедлительно.
Как получилось, что нет видеокадров, которые должны были пролить свет на дело по факту смерти человека при задержании? Это один из главных вопросов, с которым сегодня семь правозащитных НПО обратились к МВД, Главной прокуратуре и парламенту Грузии. Речь идет о деле Пааты Павлиашвили, который 25 октября скончался в Тбилиси при административном задержании. По рассказам очевидцев, перед смертью он просил патрульных отпустить его, потому что ему плохо, но те все-таки решили одеть на него наручники.
Трагический случай вызвал общественный резонанс, тогда же правозащитные НПО призвали следственные органы своевременно приложить к делу записи с нагрудных камер патрульных. Ими оснащен каждый блюститель порядка и обязан вести съемку во время несения службы.
Your browser doesn’t support HTML5
Но оказалось, что таких записей нет. Главная прокуратура накануне сообщила, что моменты, когда заступившийся за соседа Павлиашвили вступил в конфликт с патрульными, как об этом заявляет МВД, не зафиксированы. О том, что попало в кадр, рассказывает представитель Ассоциации молодых юристов Леван Вепхвадзе. Он защищает интересы семьи умершего:
«Снят тот период, когда патрульный экипаж прибывает на место вызова по факту бытового конфликта между двумя соседями, есть записи беседы патрульных с участниками конфликта, но там не фигурирует умерший. А кадров, где он появляется и что он сделал такого, что патрульные решили его задержать, нет. Павлиашвили появляется в кадре, когда ему уже плохо, он сидит на земле».
Этот пробел в МВД объяснили тем, что у одного патрульного нагрудная камера «села», а второй в это время заряжал свою в автомобиле. А автомобиль же патрульного оказался припаркован так, что видеорегистраторы не смогли зафиксировать происходящее.
Все это вызывает еще больше подозрений, отмечает юрист грузинского филиала Transparency International Гия Гвилава:
«Это не первый случай, когда оказывается, что нагрудные камеры были отключены. Они для того и существуют, чтобы запечатлеть самые проблемные ситуации и тем самым в дальнейшем помочь следствию. Эти камеры не предназначены только для того, чтобы снимать простые случаи, как улыбающийся полицейский выписывает штраф довольному гражданину. Очень подозрительно, что в случаях резонансных дел эти камеры не работают».
На этот раз все это подозрительным показалось и Главной прокуратуре. Назначена экспертиза по установлению причин отсутствия видеокадров – запись не велась изначально или материал был стерт позже.
Правозащитники сегодня обратились и к парламенту. Они считают, что случай с Павлиашвили еще раз указывает на системную проблему и необходимость реального контроля над действиями правоохранительных органов. Все эти годы профильные НПО тщетно добиваются от властей создания специального независимого механизма по расследованию фактов вероятных правонарушений со стороны представителей силовых структур.
С требованием создать по меньшей мере парламентскую комиссию по расследованию данного дела обратились сегодня к парламентскому большинству оппозиционные депутаты. Однако «Нацдвижение» и «Европейская Грузия» уже получили отказ на предложение вызвать в парламент министра МВД Георгия Мгебришвили, хотя действия его ведомства по факту гибели человека при задержании вызывает много вопросов. На сайте МВД оперативно разместили интервью с соседом умершего: как выяснилось позже, он и вызвал патруль из-за ссоры с другим соседом. Из интервью следует, что Павлиашвили якобы был зависим от алкоголя и психотропных препаратов. Этот шаг МВД правозащитники и оппоненты власти расценили как попытку повлиять на общественное мнение и «оправдать» своих.
Еще больше неясности в произошедшее внесли слова замминистра внутренних дел Шалвы Хуцишвили. Вчера, в то время как прокуратура объявила о том, что видеокадров задержания Павлиашвили не существует, замминистра Хуцишвили заявил, что эти кадры есть и они переданы следственным органам. Позже МВД распространило отдельное сообщение о том, что журналисты неправильно интерпретировали слова высокопоставленного чиновника и что он говорил о том же, что и прокуратура: есть видеокадры, но не полностью отображающие случившееся.
«Ничего не могу сказать кроме того, что идет следствие и оно ответит на все вопросы на очень высоком уровне», – заявил сегодня замминистра Шалва Хуцишвили. Дождаться итогов следствия посоветовали сегодня обществу и парламентарии от правящей силы «Грузинская мечта».