Москва допускает отмену виз для граждан Грузии. Об этом заявил замглавы российского МИДа Григорий Карасин в интервью газете «Известия». Готов ли Тбилиси к такому повороту событий и чего это может стоить Грузии?.
«Конкретные предложения уже направлены в Тбилиси», – заместитель Сергея Лаврова, главный переговорщик по грузинской тематике Григорий Карасин, рассказал о планах отмены визового режима с Грузией. Правда, суть «конкретных предложений» дипломат не раскрыл, ограничившись лишь одним примером и туманными формулировками с легким налетом оптимизма:
«Не исключаем возможность введения в перспективе безвизового режима на взаимной основе. Другое дело, что продвигаться к этому пока трудно. Мешает прежде всего отсутствие дипломатических отношений, которые, как известно, были прекращены по инициативе Тбилиси... Сейчас Россия передала на рассмотрение грузинской стороне конкретные предложения о введении безвизового режима для членов авиаэкипажей. Надеюсь, что к моей следующей встрече со спецпредставителем премьер-министра Грузии Зурабом Абашидзе, запланированной на середину ноября, получим ответ».
Your browser doesn’t support HTML5
То есть на данном этапе возможная отмена виз коснется лишь экипажей самолетов, летающих на российском направлении. Но дипломат отмечает: за последние годы Россия и так «существенно либерализовала визовый режим в отношении Грузии». В частности, с декабря 2015 года любой гражданин Грузии может посетить Россию по приглашению россиянина, организации или постоянно проживающего на ее территории иностранца. Карасин даже привел статистику: за 2016 год число виз, выданных Секцией интересов России в Тбилиси, достигло 40 тысяч, то есть почти в два раза превысило показатели предыдущих лет. В нынешнем году российский МИД ожидает дальнейшее увеличение положительной динамики.
Тбилиси с ответом не спешит. Главный визави Карасина – спецпредставитель премьер-министра Грузии по вопросам отношений с Россией Зураб Абашидзе предпочитает не бежать впереди паровоза:
«Есть некоторые технические аспекты, которые весьма сложны. Соответствующие авиационные ведомства дадут свои предложения по этому вопросу. И тогда у меня на руках будет более детальная информация».
А что касается доброй воли, то грузинский дипломат напомнил, что визовые требования к гражданам России Тбилиси снял еще в 2011 году. С тех пор каждый год Грузию посещают около миллиона российских туристов. А вот грузинским гражданам попасть в Россию все еще довольно сложно, несмотря на то, что процедура, действительно, упростилась. Раньше приглашение могли отправить лишь ближайшие родственники – граждане Российской Федерации. Сейчас родственные связи необязательны.
Активность Москвы на этом направлении дала повод некоторым наблюдателям сопоставить заявление Карасина с недавним решением Европарламента ввести предварительную авторизацию для граждан государств, с которыми у ЕС введен режим визовой либерализации – мол, пока Европа усложняет вам жизнь, мы, наоборот, упрощаем...
Но политолог Ника Читатдзе считает, что эти два события мало связаны между собой.
«Это не раз заявлялось со стороны российских официальных лиц. И, соответственно, здесь можно говорить о том, что Россия просто старается как-то имитировать благожелательность к Грузии, к грузинскому народу. Мы знаем, что несколько раз сам товарищ Путин и товарищ Лавров об этом говорили. Просто здесь намек грузинскому обществу, что если Грузия изменит свою внешнеполитическую ориентацию, то в этом случае будет возможна отмена визового режима. Расчет делается на то, что до одного миллиона или граждан Грузии, или людей грузинской национальности с российскими паспортами живут на территории России. Соответственно, здесь Россия старается расположить людей, которые, например, проживают в Грузии и у которых родственники в России, чтобы у них как-то укрепилась пророссийская ориентация».
Не видит особой связи между последним решением Европарламента и заявлением Карасина и другой грузинский политолог. Гела Васадзе считает, что Москва, напротив, пытается каким-то образом повторить европейский опыт:
«Сложилась абсолютно комичная ситуация, когда у Грузии безвизовый режим практически со всеми странами, кроме России. Причем, если бы эти визы были связаны с войной или обострением отношений... нет, ведь визы ввели гораздо раньше, чем обострились отношения между Грузией и Россией. И это прекрасно понимают в российском МИДе. Просто в общей канве развития событий и дальнейшего обострения визы держались как, скажем так, дополнительный козырь для давления на грузинскую сторону. Мол, будете себя хорошо вести – отменим. А сегодня уже понятно, что, скажем так, наши отношения на данном этапе достигли исторического максимума. Москве нужен какой-то положительный пример в отношениях с Грузией. Кроме всего прочего, в Москве прекрасно видели реакцию населения Грузии на визовую либерализацию (с ЕС). То есть видели, как буквально на 10% подскочила поддержка членства Грузии в Европейском союзе. На мой субъективный взгляд, такие заявления (по отмене виз с Россией) являются рефлексией того, что происходило у нас с Европой».
Карасин и Абашидзе встретятся 15-16 ноября в Праге. И вопрос виз, вероятно, станет одной из главных тем встречи.