«Конфликт в Грузии»: разделительная линия становится разделительнее

Генсек СЕ призывает Россию устранить задействованные вдоль административных линий препятствия, запреты и ограничения, которые ограничивают свободу передвижения

Сегодня Комитет заместителей министров Совета Европы обсудил отчет генерального секретаря Турбьерна Ягланда. В документе под названием «Конфликт в Грузии» оценивается ситуация на отделившихся территориях Грузии, Абхазии и Южной Осетии, и вдоль разделительных линий за последние шесть месяцев.

Было более 24 выступлений, и во всех осуждались действия России, рассказывает Давид Залкалиани, заместитель министра иностранных дел Грузии, после завершения заседания Комитета заместителей министров Совета Европы. На нем обсуждался 16-й по счету консолидированный доклад генсека Совета Европы Турбьерна Ягланда «Конфликт в Грузии». Оценочный период доклада о состоянии прав человека на территориях отделившихся регионов Грузии, Абхазии и Южной Осетии, и вдоль разделительных линий охватывает последние шесть месяцев. По словам Давида Залкалиани, кроме генсека Совета Европы и его самого, на заседании выступили и представители Евросоюза. О содержании резолютивной части документа (который к моменту подготовки сюжета еще не был размещен на веб-странице Совета Европы) говорит Давид Залкалиани:

Your browser doesn’t support HTML5

«Конфликт в Грузии»: разделительная линия становится разделительнее

«В нем выражено сожаление по поводу того, что, несмотря на постоянное давление международного сообщества, на местах ситуация ухудшилось. И в нем есть призыв к России устранить задействованные вдоль административных линий препятствия, запреты или же ограничения, которые ограничивают свободу передвижения и способствуют незаконным задержаниям людей».

По словам Давида Залкалиани, при обсуждении в Комитете заместителей министров Совета Европы звучали и возражения по консолидированному докладу:

«Это был представитель российской стороны. Он сделал краткое заявление, сказал, что не согласен с духом консолидированного доклада и с заявлением ЕС. По его словам, рассмотрение вопросов безопасности не входит в компетенцию данной организации, что они должны обсуждаться в формате Женевских дискуссий и в неформальном диалоге между РФ и Грузией (формат Карасин-Абашидзе)».

В консолидированном докладе содержались все те вопросы, которые поднимаются и обсуждаются грузинской стороной на женевских встречах, отмечает госминистр по вопросам примирения и гражданского равноправия Кетеван Цихелашвили. В этом докладе был зафиксирован и недавний факт снесения де-факто властями Южной Осетии грузинских домов в селе Эредви. И хотя консолидированный доклад «Конфликт в Грузии» не может разрешить сам конфликт, его назначение и смысл объясняет Кетеван Цихелашвили:

«Этим регулярным отчетом генсек Совета Европы делает вопрос Грузии приоритетным, обращает внимание Совета Европы и международного сообщества на то, что главная наша проблема – это неразрешенный конфликт и существующая оккупация. Это очень важный источник информации для наших партнеров. На основе этого очень много вопросов планируется на будущее – это и политические направления, и вопросы помощи пострадавшему от конфликтов населению, проекты по налаживанию контактов и строительству доверия, против которых и направлены эти баррикады».

Кетеван Цихелашвили с сожалением отмечает, что до сих пор докладчики «Конфликта в Грузии» не могут попасть на оккупированные территории Абхазии и Южной Осетии.

Полезным называет доклад специалист по международным отношениям Заза Шенгелия:

«Грузинские дипломаты этот доклад могут использовать в качестве инструмента на других площадках. Это не отчет вовлеченной в конфликт стороны. Это оценка третьей стороны, независимой организации, которая может быть использована в других дебатах, дискуссиях в других организациях».

Это что касается долгосрочной перспективы, продолжает Заза Шенгелия. А сейчас, по его словам, консолидированный доклад генсека Совета Европы «Конфликт Грузии» можно рассматривать как попытку грузинской дипломатии не дать этой проблеме исчезнуть с повестки международного сообщества.