Три версии задержания Кабисова

Цхинвалский суд продлил срок содержания под стражей Георгия Кабисова и Мириана Джиоева

Сегодня цхинвалский городской суд продлил на месяц срок содержания под стражей экс-главы Госкомитета информации, массовых коммуникаций и связи Георгия Кабисова и его друга Мириана Джиоева. Их неожиданно задержали два дня назад. Власти пока никак не комментируют происходящее.

Согласно одной из версий, арест Георгия Кабисова связан с попыткой помешать запустить в республике нового оператора мобильной связи – «Иртел», который бы конкурировал с монополистом «Мегафоном – Южная Осетия» («Остелеком»). Официально компания «Иртел» – ООО «ИнтерОс» оформлена на одноклассника и друга Кабисова Мириана Джиоева, неофициально владельцем является он сам.

Югоосетинский общественник Тимур Цхурбати не верит в политическую составляющую задержания. По его словам, происходящее больше напоминает банальный передел собственности:

Your browser doesn’t support HTML5

Три версии задержания Кабисова

«Мне сложно это объяснить. Я тоже слышал про нарушения, но это было давно, прошло много лет, и вдруг все так резко. Мне непонятна сама резкость. Если это превышение должностных полномочий, зачем его арестовывать, можно дать подписку о невыезде. Из нашей республики довольно трудно убежать. Насколько я знаю Жорика Кабисова, он не стал бы вот так открыто и политически куда-то лезть. Я не знаю его громких политических заявлений. Да, он создавал когда-то что-то, но тогда за его спиной был кто-то могущественный и сильный. Политическая месть, по моему разумению, здесь не присутствует.

– А то, что он хотел создать конкурирующую «Мегафону» компанию?

– Вот это мне кажется более реальным, и что кто-то защищает свои экономические интересы. Такие примеры в нашем обществе есть, когда административным ресурсом защищаются коммерческие интересы. Видимо, он замахнулся на слишком большой куш».

Это предположение неожиданно развенчал бывший заместитель Кабисова в бытность того министром связи и массовых коммуникаций Дмитрий Ивако. Последние два дня он активно комментирует арест Кабисова в социальной сети «Фейсбук». Ивако утверждает, что «"второй" оператор связи благополучно смонтирован, смонтированы базовые станции, прошел пуско-наладку и законсервирован Кабисовым по приказу Роберта Кокойты в 2011 году в интересах ЗАО "Остелеком"». И Кабисов, и Роберт Кокойты, брат экс-президента Эдуарда Кокойты, были членами совета директоров компании «Мегафон – Южная Осетия» («Остелеком»), что объясняло их нежелание запустить привезенное оборудование. Бывший чиновник, обвиненный в свое время в мошенничестве, легко идет на контакт, выкладывает аудиозаписи, по его признанию, тайно сделанные им самим. По словам Ивако, они доказывают наличие коррупционных схем в дочерней компании российского оператора и огромной прибыли, которая скрывалась до 2016 года.

Вот диалог Дмитрия Ивако и Гаппоева Сергея (ГУП «Связьстройинвест»), который, по словам Ивако, обналичивал деньги «Мегафона»:

«Основной вопрос, вот он. В 2011 году было снято 78 миллионов 897 тысяч рублей денег. Из которых с сентября по декабрь были обналичены 61 миллион 861 тысяча.

– Как?

– С сентября по декабрь тобой был обналичен 61 миллион рублей денег. Что ты с ними сделал? Ну, это, короче, приблизительно в пятитысячных купюрах вот столько.

– Ну, надо раскидать их по работам.

– Не надо по работам. Вот такая куча наличных. Что ты с ними сделал? Да это никакие не работы, это, тупо, обналичка. Вот, короче, с начала года – 78 миллионов. Это, короче, как вот этот стол, пятитысячных купюр».

При этом деньги на запуск второго оператора при наличии смонтированного и фактически подаренного оборудования Георгий Кабисов якобы просил пока у Леонида Тибилова, а потом стал «троллить» и Анатолия Бибилова. Реакцией на «троллинг» и недовольство стоимостью услуг «Остелекома», на взгляд Ивако, и могло стать задержание Кабисова.

Между тем человек из ближайшего окружения экс-министра продолжает настаивать на политической подоплеке дела. Не под запись он мотивировал это тем, что Кабисов, к примеру, противился подписанию одного из вариантов Соглашения об интеграции с Россией, выступал против сокращения югоосетинской армии, «поэтому действующая власть еще до избрания относилась к нему, мягко сказать, нехорошо». Моего собеседника возмутил и катализатор процесса – заявление, поданное в прокуратуру Валерием Кочиевым, с которым у Кабисова был конфликт. Гендиректора ООО «Электросвязь» он называет мошенником, который «нанес и наносит материальный ущерб государству в размере 400 миллионов рублей». Поэтому его обвинения в том, что Кабисов нанес ему моральный и материальный ущерб, кажутся моему собеседнику абсурдными: «Фактически он обвиняет его в том, что Кабисов не дал ему возможности украсть еще больше».

Обыски в домах Георгия Кабисова и Мириана Джиоева также связывают с политической мотивацией задержания: якобы власть наконец получила возможность убедиться в отсутствии или наличии у него прослушивающей аппаратуры. Слухи о том, что экс-министру с кокойтовских времен досталось в наследство дорогостоящее оборудование, которое позволяет ему контролировать все телефонные переговоры, ходили по Цхинвалу уже давно. Этой темой занимались в свое время и журналисты «Эха Кавказа». Однако технический сотрудник одной из местных служб назвал эти страхи преувеличенными. По его словам, наличие и обслуживание такого оборудования в частном доме просто невозможно. Поздно вечером на одном из анонимных сайтов появилась информация, что такое оборудование во время обыска все же было найдено, хотя официальных подтверждений этому нет.

На момент написания материала стало известно, что цхинвалский городской суд продлил срок содержания под стражей Георгия Кабисова и Мириана Джиоева еще на месяц.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия