Сегодня на специальном брифинге премьер-министр Грузии Георгий Квирикашвили анонсировал структурные изменения в правительстве. Из существующих 18 министерств упраздняются четыре, с министерскими портфелями расстанутся шесть человек. У оппозиции и экспертов, в целом приветствующих реформу кабмина, остаются вопросы по персоналиям.
В своем выступлении Георгий Квирикашвили обозначил структурные и кадровые изменения:
«С Министерством экономики объединяются Министерство энергетики и часть Министерства по охране природных ресурсов. На пост главы ведомства назначается Дмитрий Кумсишвили, который сохранит пост вице-премьера. Глава Минэкономики Георгий Гахария станет главой МВД. Министром финансов назначается нынешний гендиректор ГЖД Мамука Бахтадзе. Минприроды присоседится к Министерству сельского хозяйства, и его будет возглавлять Леван Давиташвили. Аппарат государственного министра по делам евроинтеграции вольется в МИД Грузии. Руководить ведомством по-прежнему будет вице-премьер Михаил Джанелидзе».
Your browser doesn’t support HTML5
По словам главы кабмина, Министерство по делам спорта и молодежи разделится между двумя ведомствами – Минкультуры и Минобразования. Руководитель последнего Александр Джеджелава смещен с занимаемой должности, на его место будет назначен Михаил Чхенкели, до этого занимавший пост проректора Тбилисского государственного университета.
Реорганизация затронула и внутреннюю структуру МВД: в результате слияния Совета по управлению кризисами и Агентства по управлению чрезвычайными ситуациями создается Центр управления чрезвычайными ситуациями, который возглавит теперь уже бывший глава ведомства Георгий Мгебришвили, а Служба внешней разведки будет переподчинена Службе госбезопасности.
В оппозиции приветствуют сокращение бюрократического аппарата, но недовольны кадровыми назначениями. По словам представителя «Нацдвижения» Саломе Самадашвили, много вопросов возникает к кандидатуре нового главы МВД Георгия Гахария:
«К работе этого ведомства у нас скопилось множество замечаний, и пусть в правительстве не думают, что вместе со сменой министра они отпадут сами по себе. Серьезные вопросы имеются и к персоне Гахария, который, насколько известно, получил образование в России и имеет там широкие бизнес-интересы. Ну и, наконец, новый министр финансов Бахтадзе является лицом, приближенным к семье Иванишвили. По всей видимости, неформальный правитель «Мечты» хочет с близкого расстояния рассматривать процессы внутри правительства».
У политолога Хатуны Лагазидзе пока нет вопросов по кандидатурам министров, но есть замечания другого характера:
«Более выразительной для меня оказалась дата объявления о перестановках, так как сегодня новый мэр Тбилиси Каха Каладзе должен был представить свою новую команду, однако выступление премьера полностью перекрыло интерес к этому событию, и подобное случается не в первый раз. Считаю, с этим событием можно было повременить, если, конечно, в нем не был заложен интерес определенных групп. Думаю, если подтвердится кулуарная информации из правительства, что за кресло премьера разгорится нешуточная борьба, то слухи о выдвижении Квирикашвили на пост президента подтвердятся. В нем вырисовываются два центра – с одной стороны это Каладзе, а с другой –министры экономического блока правительства – Кумсишвили и Гахария. Думаю, тенденция будет углубляться в ближайшие месяцы».
По словам политолога Звиада Абашидзе, оптимизация госаппарата неминуемо приведет к сокращению расходов правительства. Другое дело, насколько рационально власти сумеют распорядиться высвобожденными ресурсами:
«Интересно, сколько сотрудников покинут свои места и сократятся ли расходы на содержание бюрократии? Будет неправильно, если просто перераспределятся ресурсы из одного кармана в другой. Для получения четкой картины следует все же дождаться рассмотрения бюджета на будущий год. До тех пор прогнозы преждевременны, хотя формально улучшение должно наступить».
Перестановки в правительстве прокомментировали и в президентской администрации. По словам главы службы Георгия Абашишвили, они, несомненно, сделают более эффективной работу правительства. «Очень важно, чтобы изменения позитивно отразились на каждом члене общества», – резюмировал чиновник.