Что это – очередные Нью-Васюки или экономический шанс, который непростительно будет упустить? Нежданно-негаданно в фокусе общественного внимания в Абхазии оказалась перспектива создания в частично признанной республике собственной криптовалюты. Случилось это в первую очередь потому, что большим энтузиастом и лоббистом данного начинания является министр экономики Адгур Ардзинба.
В частности, немалое внимание привлекли и бурную дискуссию на интернет-форумах вызвали два его интервью ГИА «Апсныпресс». Второму из них было предпослано такое вступление: «Блокчейн – это новая реальность, которую невозможно остановить! Как говорится, каменный век завершился не потому, что закончились камни, просто человечество научилось добывать и использовать металлы». И далее: «Предыдущая беседа с министром экономики Абхазии Адгуром Ардзинба о формировании в стране полноценной цифровой экономики с использованием криптовалют и технологии блокчейна вызвала у читателей «Апсныпресс» большой интерес и новые вопросы»...
Your browser doesn’t support HTML5
Я не буду сейчас делать вид, что смыслю что-то в криптовалюте, блокчейнах, майнингах и так далее. Так же, думаю, как это темный лес и для 99% нашей аудитории. Моя задача здесь не ратовать «за» или «против», а дать картинку того, как воспринято на данном этапе разными людьми это новейшее мировое веяние применительно к Абхазии.
Сошлюсь, прежде всего, на публикацию, которую на абхазских сайтах не размещали, а потому она известна в Абхазии очень немногим. Это большущий репортаж Ильи Жегулева в российском интернет-издании Meduza с подзаголовком «Как в непризнанных республиках вокруг России пытаются зарабатывать на криптовалютах».
Чтобы добывать криптовалюты, необходимо много электричества – и чем оно дешевле, тем майнинг выгоднее. Одним из главных российских криптовалютных центров стала Иркутская область, где энергия дешевле всего по стране, но в непризнанных мировым сообществом государствах вокруг РФ она зачастую стоит еще меньше. (Так, в Абхазии – 40 копеек за киловатт-час для физических лиц и 80 копеек для юридических.) Неудивительно, что энтузиасты и даже чиновники из Абхазии, ДНР и Приднестровья начинают говорить о возможном криптовалютном будущем этих территорий. После этого вступления к публикации ее автор описывает следующее.
7 октября сего года в большом зале московского «Градский Холла» собрались почти 600 человек, которые заплатили по 60 тысяч рублей за то, чтобы послушать обсуждение настоящего и будущего криптовалют. Организаторы конференции «Blockchain: обратной дороги нет» – компания Blockchain Solutions Group – не ожидала такого аншлага, и в зале пришлось ставить дополнительные стулья. Ближе к вечеру дело дошло до презентаций блокчейн-стартапов. Одним из первых стал проект из Абхазии: на сцене появился мужчина в тройке, на экранах возникли фотографии гор.
«Это серьезный проект, который может изменить индустрию в целом. Вы сможете участвовать в развитии страны. Строить инфраструктурные проекты, принимать и оплачивать продукты и любые товары и услуги с помощью криптовалюты», – рассказывал Евгений Галиахметов, управляющий партнер компании BCSG.
На экране мелькали слайды, иллюстрирующие этот потенциал: трехлетнее освобождение от всех налогов для всех участников рынка при любых расчетах при использовании криптовалюты; затем – четкое, прозрачное налогообложение в этой сфере. На все необходимые нужды, согласно презентации, Абхазии требуется миллиард долларов, которые республика планирует получить с помощью выпуска ограниченного числа токенов под названием ARC – Abkhazian Republic Coin. Ограниченная эмиссия рифмуется с площадью страны – на 8600 квадратных километров предполагается выпустить не больше восьми миллиардов виртуальных монет. Таким образом, Абхазия планирует преодолеть 25-летнее забвение и привлечь зарубежные инвестиции: в отличие от обычных денег, хождение криптовалют пока нельзя никак отследить, и под существующие в отношении не принятой в ООН республики ограничения инвесторы не подпадут.
В реальность этих планов трудно было бы поверить, пишет Илья Жегулев, если бы на конференции в «Градский Холле» не присутствовал всамделишный министр экономики Абхазии Адгур Ардзинба. Он подтвердил: собственная криптовалюта у Абхазии может появиться уже этой осенью, а полномасштабно вводить ее в экономику страны правительство собирается к весне 2018 года. Собравшиеся оценили эти планы положительно: Евгений Галиахметов даже предположил со сцены, что через несколько лет Абхазия может вовсе отказаться от обычных денег и целиком перейти на криптовалюты.
Ардзинба, утверждает «Медуза», сам выходил на московских специалистов и проводил консультации по своему проекту. Криптобудущее Абхазии уже даже согласовано с президентом России Владимиром Путиным: по словам источника, близкого к правительству Абхазии, во время своего визита в республику Путин разговаривал об этом с президентом Раулем Хаджимба и одобрил планы абхазских властей. Разработка абхазской криптовалюты идет в закрытом режиме; по информации «Медузы», только в Министерстве экономики над проектом постоянно работают десять человек.
«В Абхазии, учитывая экономическое положение и ограничение, связанное со статусом республики – ведь у нас нет широкого политического признания, – мы постоянно находимся в поисках нестандартных решений, которые позволили бы нам выйти на приемлемый уровень развития, – поясняет Адгур Ардзинба. – Стандартные схемы тоже необходимы, но рывок можно сделать, только используя нетривиальные вещи».
Я связался с Адгуром Ардзинба и попросил его прокомментировать сенсационные утверждения в публикации Ильи Жегулева. Министр сказал, что публикацию, конечно, читал, но, по его словам, автор «Медузы» многие сведения «собирал во время разговоров на сухумской набережной». Так, Адгур Амиранович не подтвердил ни «отмашку» Путина на создание абхазской криптовалюты, ни то, что в Минэкономики Абхазии десять сотрудников постоянно трудятся сейчас над ее разработкой.
От развернутого интервью «Эху Кавказа» Адгур Амиранович на данном этапе воздержался, поскольку, видно, пока ему нечего добавить к уже сказанному в его последних интервью по теме, но пообещал, что в декабре, когда появится новая информация, возможно, даст пресс-конференцию. Он сказал также, что внимательно следит за обсуждением его интервью в абхазском интернет-сообществе. И его ничуть не удивило, что, как всегда, нашлось немало людей, принимающих все в штыки.
Действительно, если учесть, что среди завсегдатаев интернет-форумов преобладают критически и даже язвительно настроенные наблюдатели, то вполне ожидаемыми были такие комментарии: «Очередной лохотрон»; «Я восхищаюсь нашим министром. Если начнет писать научно-фантастические романы, будет круче Брэдбери. Может наконец реальным сектором экономики займется?»; «Разговоры про криптовалюту на фоне стоящего уже 25 лет без ремонта Дома правительства впечатляют»; «Те, кто не смог (хотя был обязан) сделать «самокат», заявляют, что приступают к изготовлению «ракеты». Как им поверить? В аграрной республике, зарастающей травой, рынок не обеспечен мясом, овощами, фруктами и т.д. собственного производства»; «Если мы не наведем справедливый порядок в своем доме, то скоро нашей единственной криптовалютой станут фундук и сушеная хурма»; «И то, если мраморные клопы позволят».
Однако нашлись и те, кто стал активно возражать пессимистам: «Молодцы ребята! Эта тема сейчас самая актуальная в мире. Если у вас получится, то это будет нереально круто. Я верю в вашу молодую команду. Не слушайте недоброжелателей и – вперед, за Родину. Вы очень много хороших инициатив предлагаете! Дай вам Бог удачи!»; «Эти ребята реально работают, и слава Богу, что РДХ поддерживает инициативную молодежь. Они в Очамчыре построили завод, построили теплицу, запустили молокозавод, проводят обучение молодых бизнесменов и делают много другого. У нас принято всех подряд критиковать. А что касается криптовалюты, это очень интересно и очень правильно. Я буквально сейчас зашел на их сайт, и там много информации. Просто не все до конца понимают, что это, в том числе и я. Я просто верю в молодое поколение»; «Вот народ у нас – сидел бы сейчас Адгур тихо, не умничал бы и не высовывался – и не было этого сарказма, правда?»
Еще один форумчанин ответил маловерам цитатой из интервью Адгура Ардзинба:
«Я понимаю и принимаю позицию многих скептиков и людей, которые с осторожностью относятся к подобного рода идеям. Но здесь важно понимать главное: когда эти технологии будут понятны и доступны всем, когда крупнейшие страны станут эмитентами собственных криптовалют, окно возможностей для Абхазии закроется, и мы упустим свой исторический шанс».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия