Сегодня в Сухуме начался XI Северокавказский открытый фестиваль кино и телевидения «Кунаки», который продлится до 20 ноября.
Коротко о предыстории. Фестиваль «Кунаки» был основан в 2007 году на форуме Союза журналистов России в Дагомысе и ежегодно проходит в регионах Кавказа. Первые шесть лет он проводился в Сочи. Несколько лет назад впервые был проведен в Сухуме. В прошлом ноябре, когда он вновь проходил в столице Абхазии, председатель жюри фестиваля Ефим Резников предложил президенту Абхазии проводить фестиваль «Кунаки», который ранее был кочующим, впредь только в Абхазии. По словам Резникова, базирование «Кунаков» на абхазской земле может помочь двинуть вперед национальную киноиндустрию. Рауль Хаджимба ответил:
«Я не могу пообещать, что «Кунаки» поселятся в Абхазии навсегда, но то, что кинофестиваль будет проходить здесь до 2019 года, обещаю».
Если кто не понял, то поясню, что в том году заканчивается срок его президентских полномочий.
Your browser doesn’t support HTML5
К слову, как мне кажется, многие понимают слово «кунак», давно закрепившееся в русском языке, не совсем правильно, просто как «друг» у горских народов Кавказа. На самом же деле, как считают большинство ученых, это производное от тюркского слова «конак», что означает «гость». И если слово «кунак» в Абхазии было не очень распространено, то культ гостя здесь хорошо известен.
Куначество – старинный кавказский обычай, согласно которому двое мужчин, принадлежавших к разным родам или народам, вступали в настолько тесные дружеские отношения, что это делало для них вопросом чести оказывать друг другу помощь и защиту. По форме и по сути куначество - дальнейшее развитие обычая кавказского гостеприимства, которое переходит в побратимство. В современном мире, где многие регионы страдают от этнических, религиозных и прочих конфликтов, это понятие приобретает особый смысл.
Сегодня целый день в Музее боевой славы им. Владислава Ардзинба проходил показ фильмов, отобранных на фестиваль, а в шесть часов вечера началась церемония его открытия.
До этого состоялась пресс-конференция организаторов фестиваля. Директор фестиваля «Кунаки» Ильяс Богатырев рассказал, что в этом году на фестиваль поступило 247 заявок – на полтора десятка меньше, чем в прошлом. Объясняется это небольшим уменьшением объемов производства фильмов – и не только в России, это тенденция последних лет во многих странах. И продолжил:
«В конкурсную программу фестиваля отобрана 51 картина в трех номинациях: полнометражные документальные фильмы, короткометражные документальные фильмы и телевизионные фильмы (программы). Контраст не только географический, но и по форме и содержанию представленных фильмов, по темпоритму, по тому, какие темы поднимаются. Удивительные фильмы, которые помогают нам расширить наше представление о мире. Буквально за пару часов можно посмотреть эти картины и оценить, насколько по-разному режиссеры преподносят одну и ту же тему. Эти темы для зрителей могут быть совершенно неожиданными. Подход к раскрытию героев тоже необычный. Я бы хотел отметить работы киргизского режиссера и режиссера из Эстонии, который снимал фильм в Чечне. Удивительно поразительная стилистика, когда размеренный прибалтийский ритм снимает экспрессивную кавказскую чеченскую динамику. Есть также часовой фильм о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, который построен на военной немецкой кинохронике, которую снимали немецкие операторы. Есть возможность увидеть вдруг ту давно прошедшую войну с той стороны».
Богатырев пригласил абхазскую аудиторию на просмотры фестивальных фильмов и отметил, что расписание было составлено таким образом, чтобы зритель почувствовал себя как на американских горках, настолько разные эмоции вызывают картины.
Когда зашла речь о том, что пока на фестивалях почти не представлены работы абхазских режиссеров, член жюри фестиваля «Кунаки», кинорежиссер, художественный директор киностудии «Абхазфильм» Вячеслав Аблотия сказал:
«Понимаете, нам нужен поводырь. Надо им подсказывать. Сообщить о необходимости подготовки фильмов на этот фестиваль. Вот тогда они будут готовы. Потому что у нас в Абхазии документального кино, по сути, не снимают. Делаются телепередачи, называют их фильмами... А у нас режиссеров уже хватает. Вот сейчас молодые режиссеры по произведениям Михаила Лакербай сняли семь короткометражных фильмов...»
Президент фестиваля Сулиета Кусова-Чухо, вступив в разговор, заметила:
«Я вот что хочу сказать. Вчера у нас был такой незапланированный круглый стол, мы представляли внеконкурсные работы абхазских режиссеров, которые закончили абхазские вузы. У нас был победитель Амра Начкебия, которая отмечена жюри как режиссер с очень профессиональным, глубоким взглядом на мир. В Абхазии есть ростки молодого кино. Должна быть структура государственная, то ли при Министерстве культуры, то ли как при телевидении авторское кино, отдельно финансируемая. Чтобы была структура, которая бы курировала молодое абхазское кино».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия