Ведущие ученые-нартоведы собрались в Северной Осетии, чтобы использовать научный потенциал нартоведения в современных социальных и культурных практиках. На ежегодной научно-практической конференции Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований имени В.И. Абаева выступили археологи, этнологи, историки из регионов России и зарубежья.
Во Владикавказе подвели итоги IV Международной научной конференции «Нартоведение в XXI веке: современные парадигмы и интерпретации». Организаторы конференции: Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований имени В.И. Абаева ВНЦ РАН и АНО Научно-исследовательский центр «Кавказ: история, политика, культура» с 2011 года собирают исследователей нартского эпоса. Задача ученых – развить диалог и сотрудничество нартоведов, преодолеть сегментацию научного пространства северокавказского региона. Сказания о нартах в разной интерпретации встречаются у ряда народов Северного Кавказа – у осетин, абхазо-адыгских народов, балкарцев и карачаевцев. Осетины, как потомки ираноязычных скифо-сармато-аланских племен, считаются большинством исследователей создателями нартского эпоса («Нартские сказания»), поскольку в основе произведения лежит древний эпический цикл североиранских народов.
Your browser doesn’t support HTML5
Говорит и.о. руководителя научно-исследовательского отдела Центра скифо-аланских исследований им. Васо Абаева ВНЦ РАН, кандидат исторических наук Алексей Чибиров:
«На конференции прозвучали самые различные доклады по фольклору, по истории. Суть была в том, чтобы взглянуть на проблематику нартоведения. Что касается основ Нартиады, то не секрет, что изучение национальных версий эпоса началось в 1945 году, когда осетинский ученый Василий Иванович Абаев написал работу «Нартский эпос». Он отмечал, что каждый народ имеет свою уникальную версию Нартиады, однако разные по происхождению и языку народы не могли иметь один общий эпос для всех. Существовал некий протоэпос, который был привнесен на Кавказ именно аланами – предками осетин».
Ученый отмечает, что в результате тесных торговых и культурных отношений между народами Кавказа сказители передавали из уст в уста эти легенды, ставшие столь любимыми среди горских народов.
«Сейчас много дискуссий, в том числе и околонаучных. Однако в серьезных научных кругах исходят из того, что ядро нартского эпоса сформировалось в ираноязычной среде, у предков осетин. Крупнейшие исследователи нартского эпоса – это выдающиеся языковеды и фольклористы XX века француз Жорж Дюмезиль, осетин Васо Абаев пришли к такому выводу. Дюмезиль писал, что «именно у осетин и, конечно, отчасти уже у их далеких предков сформировалось ядро нартского эпоса и наметились его главные герои... Пусть простят меня народы Кавказа, но нартский эпос принадлежит осетинам...» Этот вклад неоспорим. Но и другие народы внесли, обогатили со своей стороны эти сказания своими мотивами, но ядро было сформировано у алан – осетин», – отметил Алексей Чибиров.
Цикла легенд, сказаний и мифов о нартах – героях богатырях, способных совершать удивительные подвиги на земле, в подземелье, в подводном царстве и в небесной сфере. Именно божественное происхождение нартов послужит причиной их гибели, когда они перестанут поклоняться и подчиняться воле Создателя: нарты вступают в бой с небожителями и погибают от огненных лучей разъяренных ангелов.
Алексей Чибиров отмечает, что изучил все издания нартского эпоса, опубликованные в соседних республиках, и просмотрел видеофильмы о нартах, снятые за пределами Осетии, и обратил внимание, что все работы были иллюстрированы работами известного осетинского художника Махарбека Туганова, однако нигде не было указано авторство используемых иллюстраций Туганова из цикла «Нарты».
Старший научный сотрудник отдела осетинского языкознания СОИГСИ, востоковед Эльбрус Сатцаев – автор сравнительного исследования «Нартский эпос и Шах-наме» рассказал «Эху Кавказа», о чем ученым удалось поговорить на конференции. По его словам, нартский эпос народов Кавказа рассматривался как инструмент взаимопонимания.
Прозвучали в ходе конференции актуальные проблемы историографии и источниковедения нартского эпоса, а также фольклорные параллели и национальная специфика эпических сказаний. Остаются открытыми и вопросы проецирования нартоведения на проблемы этногенеза народов Кавказа. Говорит Эльбрус Сатцаев:
«Нартский эпос – это сокровищница фольклора и истории, это огромное достижение народов Северного Кавказа и Закавказья. Много сторон эпоса не исследованы, например, язык нартского эпоса, архаика, исторические реалии. Снова задается вопрос, где возник нартский эпос, на базе какого народа? Где был центр формирования нартского эпоса? Об этом спорят. Основа эпоса осетинская, ираноязычная, эпос заимствован адыго-абхазскими народами, они его тоже обогатили, развили. Мы, ученые, хотя и говорим на разных языках и живем в разных странах, но далеки от политики, мы единодушны в том, что надо следовать науке – изучать эпос и его глубинные смыслы».
Научный сотрудник музея Мора Восински (Венгрия) Геза Сабо выступил с докладом «Нартский стол и мобильность доисторической Европы», научный сотрудник отдела языкознания СОИГСИ Эльмира Гутиева рассказала об «Аланах в Средних веках в исторических хрониках и в нартском эпосе» (сравнительный анализ). Ученый из Нальчика, доцент кафедры культурологии, этнологии и истории народов КБР КБГУ им. Х. Бербекова Мурат Хоконов посвятил свое выступление теме «Феномен культурной трансценденции в мифоэпическом образе Тхашхо».
Директор СОИГСИ им. Васо Абаева, доктор исторических наук, профессор Залина Канукова подчеркнула, что интерес к нартоведению, как общественный, так и научный, не иссякает:
«Мы с вами наблюдаем, как образы и сюжеты нартов используются для провокационных и политических проектов, на базе этого развивается лженаука».
Ученые отметили, что задача академической науки противостоять этому явлению.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия