Еще год назад в Абхазии стали рассуждать о том, что показатели будущего, 2017 года в сфере турбизнеса вряд ли дотянут до рекордных показателей предыдущих лет – 2015-го и особенно 2016-го. И вовсе не исходя из чисто теоретических резонов, что обычно за ростом в этой сфере бывает спад, а в связи с вполне конкретным обстоятельством – из-за снятия российских туристических санкций с Турции после того, как Путин помирился с Эрдоганом. Известно ведь, что крупные российские туроператоры еженедельно отправляли в предыдущие годы в Турецкую Республику 100 тысяч человек, а активный туристический сезон там длится не три-четыре месяца, как в Абхазии, а минимум в два раза больше.
Турецкий фактор, безусловно, сработал, но к нему добавились еще на редкость прохладный и дождливый июнь, громкий криминальный инцидент с российскими туристами в июле и взрыв склада боеприпасов в селе Приморском в августе, из-за чего опять же пострадали туристы... В общем, как говорится, пришла беда – отворяй ворота... Можно спорить, действительно ли названные летние инциденты повлекли за собой сиюминутное существенное снижение турпотока в Абхазию, но то, что в целом нынешний сезон гораздо менее удачный по сравнению с прошлым, очевидно. По информации министра по курортам и туризму Абхазии Автандила Гарцкия, в 2016 году нашу республику посетило около полутора миллионов туристов, в этом же году их число в лучшем случае может достичь лишь 900 тысяч человек, то есть снизилось процентов на сорок. Кстати, по сведениям консульского департамента МИД Абхазии, за курортный период было выдано более 21 тысячи виз жителям ближнего и даже дальнего зарубежья, в том числе Германии и Франции. 85% количества виз, конечно, получили жители стран СНГ, кроме России, с которой у Абхазии безвизовый режим взаимного посещения.
Your browser doesn’t support HTML5
Так или иначе, нынешний туристический сезон нельзя не назвать провальным. Но многих интернет-форумчан в то же время сбил с толку заголовок помещенной на одном из абхазских сайтов публикации – «Абхазия лидирует среди мест, выбираемых россиянами для отдыха в ближнем зарубежье». Впрочем, как справедливо отметил один из комментаторов, ключевые слова здесь – «в ближнем зарубежье». И впрямь, а какие еще направления для отдыха на постсоветском пространстве привлекают россиян? Их не так уж много, и, видно, в них заинтересованность «русо туристо» оказалась нынче еще меньше.
А вот еще любопытная статистика: с мая по сентябрь 2017 года российско-абхазскую границу пересекло 5 миллионов 100 тысяч человек, что всего на два процента меньше, чем в 2016 году. Как объяснить такие цифры? Ну, понятно, что не все пересекающие границу на Псоу – курортники и туристы: жители Абхазии постоянно выезжают по своим делам в Россию и возвращаются назад, россияне тоже порой отправляются в Абхазию в деловые поездки. Но неужели именно нынче число этих поездок так резко возросло, что они почти восполнили количество «не доехавших» до Абхазии туристов?
На одном из интернет-форумов встретил версию, объясняющую этот парадокс. Но не обратил на нее особого внимания, а вспомнил о ней, только когда сам столкнулся на днях с данным явлением на границе и прочувствовал ее, что называется, на собственной шкуре.
В тот день мне надо было «проскочить» в Сочи и обратно. Причем по ряду обстоятельств, включая телетрансляцию интересовавшего меня футбольного матча, хотел обернуться засветло. И вот что приключилось при переходе российского погранпоста во время возвращения. Если даже в августе, в пик сезона, я стоял в очередях к кабинкам российских пограничников минут пять-десять (нынче число кабинок увеличилось до полутора десятков, и все работали, что очень здорово!), то сейчас вдруг простоял в ней 57 минут. Специально называю эту цифру, а не говорю «около часа», чтобы подчеркнуть: я засекал время. Да, три-четыре кабинки пустовали, но все равно – откуда вдруг в ноябре на погранпосту Псоу взялось столько народа?
Впереди одна старушка чуть не падала от усталости, и в какой-то момент ее соседка отвела ее к стоявшим впереди, и, слава Богу, те согласились пропустить ее без очереди. По мере приближения к кабинке я все больше закипал и, как это часто бывает, готовился выплеснуть на того, кто сидел в ней, все свое негодование. Хотя и понимал, что его вины в происходящем нет... И вот когда наконец оказался перед окошком, поинтересовался у пограничника, что сегодня происходит. К счастью, человек оказался адекватным и вежливым и не проявил никакого раздражения в ответ на мое подспудно бурлящее раздражение. Он объяснил, что сегодня выходной (на это я парировал, что и летом проходил границу в выходные, а времени тратил в десять раз меньше), а главное – в последнее время этот погранпукт переходит масса людей, которая направляется в магазин беспошлинной торговли сразу за мостом через Псоу и, не переходя абхазский пограпункт, возвращается назад. В основном, конечно, идут за качественным и относительно недорогим алкоголем.
Тут я вспомнил, что в очереди передо мной стояли в основном молодые люди славянской внешности, причем налегке, без чемоданов и дорожных сумок, явно не туристы. Переходя мост через реку, невольно поглядывал на встречный поток пешеходов на другой стороне моста. Многие из них держали в руках пластиковые пакеты, в которых позвякивали бутылки... Уже приехав домой в Сухум, внимательно перечитал комментарий одного из форумчан, который несколькими днями раньше описал увиденное им, выдвигая свое объяснение «лидерству» туристической Абхазии среди стран ближнего зарубежья и большому числу пересечений границы на Псоу. Вот что было им написано:
«На границе толпы алкотуристов из Сочи! Таких очередей туда и обратно в летний сезон не было! Туда идут – гремят бутылками, к нам идут – видно, что за «нарзаном». В итоге дьюти фри обогащается, а мы лидируем по туристам!»
Магазин беспошлинной торговли существует на Псоу, конечно, давно. В последние годы он заметно увеличил обороты и ассортимент. Я по дороге тоже не раз прихватывал в нем то водку «Абсолют», то мартини, то еще что-то... Год назад купил в нем для намечавшегося застолья трехлитровую бутылку виски «на качелях». Остался доволен этой покупкой и летом решил купить уже бутылку 4,5 литра. Но продавец меня предостерег: «Один человек может перевезти через границу не больше трех литров алкоголя. Если вас «завернут», имейте в виду, что мы товар назад не принимаем». «И что мне тогда, надо будет выпить эту бутылку на мосту, чтобы не пропала?» – решил я пошутить. А потом, посерьезнев, спросил: «А зачем же вы продаете такие бутылки? А-а, понятно, надо ее везти с кем-то вдвоем...»
Давно хотел поинтересоваться этой коллизией в Государственном таможенном комитете Абхазии, но все было недосуг. И вот сегодня решил объединить обе темы в одном разговоре с председателем ГТК Бесланом Цвинария. По поводу алкогольных напитков большой емкости он сказал, что есть и другой выход – заплатить на таможенном посту соответствующую сумму и провести необходимое количество литров.
Что касается нынешней ситуации на границе из-за невиданного наплыва «алкотуристов», то Беслан, конечно, в курсе этого дела. Как и в курсе того, что несколько недель назад в Сочи была привлечена к ответственности группа лиц, которая закупала на Псоу алкоголь и продавала сочинским покупателям, накидывая свой процент. Но вот ехать толпами на границу, закупать там алкоголь в пределах объемов, дозволенных к провозу через абхазско-российскую границу, и возвращаться назад закон не запрещает. (А вот чтобы закупиться таким же макаром в Адлерском аэропорту, надо билеты на самолет иметь.) Ну, а часовые стояния в очередях для тех, кто действительно переходит границу... Что поделаешь, в былые времена, когда работало меньше окошек, и по 2-3 часа в пик сезона стояли.
Словом, тут ситуация, из которой я не вижу выхода, сколько ни ломал голову. И никого ни в чем не обвинишь. Магазин дьюти-фри работает отлично, смог найти хороших поставщиков, чтобы избежать толчеи, увеличил количество кассовых аппаратов в обоих своих корпусах и дальше, говорят, планирует расширяться. В бюджет Абхазии поступает больше налогов... Но если эта тенденция сохранится, то в период летнего наплыва туристов, к которым будут плюсоваться и все эти любители выгодного шопинга, от утомительных очередей на границе не спасут и двадцать работающих окошек.
Но все в Абхазии, конечно, мечтают о том, чтобы в 2018-м туристов приехало намного больше, чем нынче. Именно это в приоритете.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия