День конституций

Сегодня в Абхазии нерабочий день, в связи с тем, что праздничный День Конституции республики выпал на вчерашнее воскресенье 26 ноября.

Вчера было опубликовано подписанное Раулем Хаджимба поздравление жителей Абхазии с Днем Конституции. Президент отметил, что принятый 26 ноября 1994 года Основной закон Республики Абхазия закрепил итоги национально-освободительной борьбы абхазского народа, решающим этапом которой явилась Отечественная война 1992-1993 гг.

«Несмотря на все тяготы и лишения, которые пришлось пережить нашему многонациональному народу, мы отстояли свое неотъемлемое право на самоопределение, и Конституция определила Абхазию в качестве суверенного, демократического и правового государства», – говорится в поздравлении.

Кстати, не так давно мне довелось отвечать на вопрос грузинского журналиста о «трансформации» за послевоенные десятилетия взглядов абхазских политиков на политическое будущее грузино-абхазских отношений; в частности, почему, мол, только через шесть лет после войны, в октябре 1999 года, был принят Акт о государственной независимости РА? Я, прежде всего, напомнил, что «политика – это искусство возможного» и что ельцинская Россия после войны оказывала серьезное давление на власти Абхазии с целью воссоздания единого государства в границах Грузинской ССР, достаточно вспомнить «челночную дипломатию» Бориса Березовского в конце 90-х. И отметил, что Акт о независимости был принят после референдума, а определение Абхазии как суверенного государства содержалось в принятой уже через год после войны Конституции.

Your browser doesn’t support HTML5

День конституций

Итак, нынешняя Конституция Абхазии действует 23 года. Интересно, что за предыдущие 77 лет, с 1917 года, в ней поменялось четыре конституции, и только принятая в 1937-м действовала дольше.

В результате Февральской революции 1917 г. Абхазия и ее народ получили власть после долгого периода существования без государства. Абхазия сто лет назад восстановила свою государственность и стала вновь называться Абхазией, а не Сухумским округом. Были создан Абхазский Народный Совет (АНС) – парламент Абхазии, приняты Декларация и Конституция. Это были первые акты программного характера в истории Абхазии. Но летом 1918-го Абхазия была временно оккупирована Грузией; затем, после «советизации», 31 марта 1921 года провозглашена независимой ССР и просуществовала в этом статусе около года.

В апреле 1925 года, при Несторе Лакоба, была принята новая Конституция Абхазии. Согласно ей, «ССР Абхазия, объединившись на основе особого союзного договора с Грузией, через нее входит в Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику и в составе последней – в СССР». 5-я статья Конституции определяла суверенный статус республики: ССР Абхазия есть суверенное государство, осуществляющее государственную власть на своей территории самостоятельно и независимо от другой какой-либо власти. В Конституции говорилось о праве свободного выхода Абхазии как из Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики СФСР, так из СССР.

В феврале 1931 г. VI съезд Советов Грузии принял постановление «О вхождении Абхазской ССР в Грузинскую ССР в виде автономной республики». Договор, заключенный между Абхазией и Грузией 16 декабря 1921 года, был признан утратившим свою силу. Конституция Абхазии 1937 года закрепляла низведение статуса республики до уровня автономной единицы, законы Грузинской ССР объявлялись обязательными на территории Абхазской АССР.

В конце 70-х годов Леонид Брежнев решил сменить наконец в СССР «сталинскую» Конституцию, формулировки которой давно входили в противоречие с новыми реалиями. Но в Абхазии обсуждение проекта Конституции АССР прошло на фоне волнений среди абхазского населения, апофеозом которых стал многотысячный сход в Сухуме в мае 1978 года. Одним из основных требований было внесение в текст конституции положения о возможности выхода автономии из одной союзной республики и вхождения ее в другую. На такое Москва, естественно, пойти не могла, но согласилась на многие требования абхазов культурно-экономического характера.

После распада СССР Грузия восстановила действие Конституции Грузинской Демократической Республики 1921 года, в которой статус Абхазии не был конкретизирован. В июле 1992 года Владислав Ардзинба и его единомышленники в Верховном Совете Абхазии нашли выход из политико-правового тупика в том, что простым большинством голосов в ВС восстановили действие Конституции ССР Абхазии 1925 года. Ответным шагом Тбилиси (правда, под предлогом охраны железной дороги) стало введение в Абхазию танков...

Всем было очевидно, что восстановление действия Конституции 1925 года с ее «диктатурой пролетариата» и прочими безнадежно устаревшими формулировками было вынужденной и временной мерой. Поэтому, как вспоминает нынешний спикер абхазского парламента Валерий Кварчия, даже во время войны шла работа над созданием новой, современной Конституции. После победы, по словам Кварчия, были рассмотрены несколько проектов Основного закона: один проект прислал из США известный общественный деятель абхазского и черкесского зарубежья Яхья Казанба, другой предложил доктор юридических наук Тарас Шамба. Созданием Основного закона страны по поручению Владислава Ардзинба руководил депутат Зураб Ачба.

Я хорошо помню день 26 ноября 1994 года. Ситуация чем-то напоминала наступательные операции абхазской армии недавно отгремевшей войны в Абхазии: разрабатывались они, естественно, в обстановке строжайшей секретности, но без утечек информации не обходилось. Вот и в канун принятия действующей Конституции повестку дня предстоящего заседания сессии Верховного Совета РА старались держать в тайне. Ведь со стороны Грузии оставалась опасность реванша. Политика России в отношении Абхазии в тот период не предполагала признания независимости республики, ситуацию усугубляли события в Чечне.

Едва войдя в зал на четвертом этаже кабмина, где проходило заседание, я обратил внимание на особый, праздничный настрой в нем, на то, что приехали из Москвы и те абхазские парламентарии, которые в тот период проживали в ней. Конституционную комиссию возглавлял председатель Верховного Совета Абхазии Владислав Ардзинба. Несколько раз его вызывали из зала, и заседание прерывалось, пока он вел телефонные переговоры. В зале шептались: в Москве нервничают. Впоследствии я узнал, что, в основном Ардзинба уговаривал «не совершать ошибки» Бориса Пастухова.

Несколько лет назад известный абхазский историк, бывший тогда первым заместителем председателя Верховного Совета Абхазии Станислав Лакоба вспоминал в СМИ:

«Было очень много звонков. Владислав все время выходил куда-то на переговоры. Потом возвращался, каждый раз говорил коротко мне, так как мы рядом сидели, что спецпредставитель президента России настаивает на том, чтобы эта Конституция не была принята. Объяснялось это тем, что это помешает переговорному процессу с Грузией. После очередного выхода Владислав вернулся, был немножко взвинченным. Он спросил: «Как быть, как ты думаешь?» Я сказал, что если не сейчас, то потом мы никогда не примем этот документ».

Владислав Ардзинба не поддался внешнему давлению. В тот день была принята Конституция Абхазии, Верховный Совет переименован в Народное Собрание – Парламент Абхазии, а Ардзинба избран президентом страны.

3 октября 1999 года Конституция была одобрена референдумом. На том же референдуме был одновременно отменен пожизненный статус судей, они стали избираться на пять лет. Следующие изменения в Конституцию были внесены в апреле 2014 года. Ими был учрежден Конституционный суд, увеличен срок полномочий судей с 5 до 10 лет, установлены более высокие требования к кандидатам на должность судьей, предусмотрены дополнительные гарантии независимости судебной власти, установлен более усложненный порядок изменения и пересмотра Конституции.
В феврале 2016 года приняты изменения, касающиеся органов местного самоуправления. В марте 2016 года в Конституцию внесена поправка о государственной защите жизни матери и нерожденного ребенка.

Таким образом, с ноября 1994 года в Основной закон Абхазии четыре раза вносились изменения.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия