Большая палата Европейского суда по правам человека оставила в силе решение низшей инстанции по делу бывшего премьер-министра Грузии Вано Мерабишвили. Страсбургский суд постановил, что в отношении Мерабишвили были нарушены положения Европейской конвенции по правам человека.
К трем часам по Тбилиси решение ЕСПЧ уже можно было прочитать на его сайте:
«То, что целью предварительного заключения Мерабишвили было убрать его с политической сцены, установлено не было. Однако суд пришел к выводу, что утверждение Мерабишвили относительно того, что его тайно вывезли из камеры и допросили поздно ночью, было достаточно убедительным и, соответственно, доказанным. (...) Принимая во внимания все обстоятельства, суд пришел к выводу, что главная цель ограничения свободы Мерабишвили со временем изменилась. Поначалу это было расследование преступлений, однако позже – получение информация относительно смерти господина Жвания и банковских счетов господина Саакашвили».
Your browser doesn’t support HTML5
Буквально через пару минут после того, как решение было опубликовано, с заявлениями выступили представители фракции «Европейская Грузия». Они полагают, что позиция Страсбургского суда прямо указывает на то, что Мерабишвили является политическим заключенным, который должен быть освобожден в обязательном порядке. Как бы это парадоксально ни звучало, полагают его бывшие соратники, это в первую очередь входит в интересы действующей власти. Говорит Отар Кахидзе:
«Суд оставил в силе факт нарушения положений 18-й статьи. Это знаменитая статья, по которой рассматривались дела известных политзаключенных Юлии Тимошенко и Юрия Луценко. Я хочу обратиться к властям Грузии: если они хотят минимизировать ущерб, который будет нанесен имиджу нашей страны из-за этого безответственного решения – ареста Мерабишвили, они должны незамедлительно принять решение об его освобождении».
Страсбургский суд еще в июне 2016 года вынес решение в пользу Мерабишвили, которое Минюст Грузии впоследствии обжаловал. Сегодня глава ведомства Тея Цулукиани заявила: единственное, что может последовать за решением Большой палаты, – это выплата компенсации Грузией Мерабишвили.
«Очень важно отметить, что в своем решении, касающемся 18-й статьи, Страсбургский суд уделил достаточно много места и времени рассуждениям о том, было ли целью предварительного заключения Мерабишвили отстранение его от политики. В 320-м и 329-м пунктах решения суд постановил, что это не было целью и в этой части он не разделил аргументы Мерабишвили», – заявила Цулукиани.
С одной стороны, однозначно называть Мерабишвили политзаключенным и требовать его освобождения нельзя, считает Гия Гвилава, юрист Transparency International Georgia. Суд, по его словам, пришел к выводу, что предварительное заключение экс-премьера было легитимным, т.к. риски, что он покинет страну, на тот момент действительно существовали. Впрочем, впоследствии власти Грузии воспользовались этим заключением для достижения своих целей, тем самым нарушив положения конвенции, говорит юрист. А это уже свидетельствует о серьезных системных проблемах, постыдных проблемах, считает Гвилава, на которые Грузии указал не кто-нибудь, а ЕСПЧ.
«Властям следует серьезно задуматься над механизмами надзора, подотчетности и прозрачности сразу нескольких ведомств, как минимум – Министерства по исполнению наказаний и прокуратуры. Проблема на самом деле намного масштабнее, чем этот один конкретный случай. Он просто указал на неформальные влияния на решения, принимаемые ведомствами, и их политизированность», – сказал Гвилава.
ЕСПЧ обязал правительство Грузии выплатить Вано Мерабишвили 4 тысячи евро.