Бывший кандидат в судьи Европейского суда по правам человека Ева Гоциридзе, вероятно, станет членом коллегии Конституционного суда Грузии. Правящая партия «Грузинская мечта» официально назвала ее кандидатуру в качестве преемника судьи Лали Папиашвили, чьи полномочия истекают в декабре. Резко против назначения Гоциридзе выступают оппозиция и гражданский сектор.
Член Высшего совета юстиции Грузии Ева Гоциридзе после неудачной попытки уехать в Страсбург, чтобы занять вакантное место судьи Европейского суда по правам человека, получила реальный шанс продолжить карьеру в Тбилиси в качестве судьи Конституционного суда. Правящая партия «Грузинская мечта» объявила ее своим кандидатом на освобождающееся место в коллегии – в будущем месяце истекают полномочия одной из девяти членов инстанции Лали Папиашвили.
По словам самой Евы Гоциридзе, пришедшей сегодня в парламент на официальное рассмотрение ее кандидатуры, она с радостью согласилась на предложение партии власти. А то, что ее имя связывают со скандальными вердиктами, не помешает ей честно выполнять обязанности. Тем более что Ева Гоциридзе считает: она действовала во имя торжества правосудия:
Your browser doesn’t support HTML5
«Критика и демонизация судей вышла за любые допустимые рамки, которые существуют в демократическом обществе. Я лишь напомнила всем, что журналисты должны соблюдать те обязательства, которые присущи свободе выражения. Что касается заявлений о том, что Страсбургский суд подтвердил противозаконность вердикта, принятого в отношении «Рустави 2», это не так. По существу ЕСПЧ так не считает. Более того, я считаю очень опасным прецедентом то, что решение по гражданскому делу было приостановлено. В будущем это спровоцирует массовые обращения в Страсбург с аналогичной просьбой, что вызовет массовые сбои в исполнении правосудия».
Такой ход «Грузинской мечты» вызвал решительный протест со стороны оппозиции. Гоциридзе припомнили и поддержку кандидатуры оскандалившегося судьи Левана Мурусидзе, и дело «Рустави 2», и еще целый ряд судебных скандалов. По словам одной из лидеров «Единого национального движения» Саломе Самадашвили, самой лучшей оценкой соответствия Гоциридзе этой должности стало решение Страсбургского суда, отклонившего ее кандидатуру:
«Ее квалификация была оценена Европейским судом по правам человека, который отклонил ее кандидатуру. Мы также ее кандидатуру не поддержим. Ее назначение в Конституционный суд будет еще одним шагом на пути дискредитации этого очень важного государственного органа».
Крайне негативно отреагировали и в неправительственном секторе. Казалось бы, восстановленная конструктивность в отношениях власти и НПО после согласования кандидатуры Народного защитника буквально разбилась вдребезги. Председатель Ассоциации адвокатов Грузии Заза Хатиашвили назвал выдвижение кандидатуры Гоциридзе наградой за продвижение интересов власти в судебной системе:
«Я думаю, что это решение (Бидзины) Иванишвили. Я много раз говорил, что Ева Гоциридзе никогда бы не поддержала Левана Мурусидзе без «Грузинской мечты». И этот факт подтверждает, что Леван Мурусидзе (судья по делу Гиргвлиани) был назначен на свой пост по желанию власти. А сегодняшнее решение – награда Гоциридзе за то, что она отдала голос в пользу Мурусидзе».
Схожей позиции придерживается и представитель Института развития свободы информации (IDFI) Георгий Берая:
«Тот кризис, который существует сейчас в судебной системе, в большой степени спровоцирован решениями членов Высшего совета юстиции – одной из них является госпожа Ева Гоциридзе. Она, к примеру, поддержала усиление влиятельных групп в системе грузинского правосудия. Так, без ее поддержки не был бы переизбран на пост судьи Леван Мурусидзе. И сейчас, когда власти заявляют ее в качестве кандидата в Конституционный суд, становится предельно ясно, что все ее решения были исполнением желаний власти».
В правящей партии критику не принимают. По словам члена «Грузинской мечты» Левана Гогичаишвили, мнение неправительственного сектора для него не имеет никакого значения:
«Я – избранный член парламента. Меня не выбирали неправительственные организации. А те, кто меня избрал, говорили мне: чем меньше их (представителей гражданского сектора) будешь слушать, тем лучше. Все эти НПО имеют полное право писать свои рекомендации и публиковать их, но в конечном итоге решение принимаю я».
И решение, судя по всему, уже принято. Имея конституционное большинство, «Грузинская мечта» может не оглядываться на оппозицию. Так что Ева Гоциридзе, видимо, станет членом Конституционного суда. У противников такого решения остается лишь возможность жаловаться в тот же Страсбург или Брюссель. Но каким бы ни был ответ Европы, отмечают наблюдатели, никакой юридической силы он иметь не будет.
Впрочем, такая принципиальность партии власти в отношении карьеры госпожи Гоциридзе может спровоцировать еще больший кризис грузинской Фемиды.