Спустя 10 дней после спецоперации в Исани СГБ Грузии на специальном брифинге подтвердила гибель Ахмеда Чатаева. Впрочем, никаких других подробностей разглашено не было.
В ходе брифинга руководитель пресс-службы СГБ Грузии Нино Гиоргобиани подтвердила гибель находящегося в международном розыске террориста. Впрочем, никаких других существенных подробностей в ходе десятиминутного общения с прессой оглашено не было:
«В результате следственных мероприятий, проведенных совместно с американскими коллегами, было установлено, что один из ликвидированных в ходе спецоперации – Ахмед Чатаев».
В ходе брифинга было сказано, что не опознаны два погибших сообщника Чатаева. Так и осталось неясным, сколько времени велось наблюдение до начала спецоперации. Также было заявлено, что Ахмед Чатаев погиб в результате самоподрыва, а двое террористов уничтожены при попытке прорыва из окруженного здания. Информация СГБ практически совпадает с первыми неофициальными версиями СМИ.
Your browser doesn’t support HTML5
Общался сегодня с журналистами и недавно назначенный министр внутренних дел Георгий Гахария. Конкретики в его речи было немного:
«По первичным данным, боевики проникли в Грузию нелегальным путем. В ближайшее время мы расследуем все детали, и вскоре вы получите ответы на все вопросы».
В оппозиции возмущены и считают, что неумелые действия власти нанесли непоправимый ущерб репутации страны. Вот что сказал представитель «Европейской Грузии» Ираклий Абесадзе:
«Прошло более недели с момента окончания операции, и власти признали только то, что всем было известно с самого начала, – ликвидирован Чатаев. Это признание не развеяло туман, и главный вопрос – каким образом террористы проникли в Грузию и как они обзавелись арсеналом оружия – так и остался без ответа».
В «Нацдвижении» более категоричны. По словам лидера парламентской фракции Романа Гоциридзе, власти совершили фатальную ошибку, отпустив террориста в 2012 году:
«Чатаев является продуктом деятельности нынешней власти. Его освободили из заключения в 2012 году, после чего он совершил массу терактов, включая масштабный стамбульский. Они («Грузинская мечта») входили в сговор с любым преступником, если он давал показания против бывших властей – «Нацдвижения». Политическая борьба «Грузинской мечты» стоила жизни тысячам людей».
В свою очередь, представитель парламентского большинства Софо Киладзе посетовала на сложности борьбы с международными террористами:
«К сожалению, в XXI веке даже развитые страны Запада сталкиваются с терактами. И нет оснований считать, что наши силовые структуры работают неэффективно. Что касается освобождения Чатаева в 2012 году, то я бы не стала связывать эти два вопроса. Одно дело, что его освобождение тогда имело под собой совсем другие основания, а другое – что он совершил впоследствии. Одно с другим может не находиться в прямой зависимости. Поэтому советую запастись терпением и дождаться окончательных результатов следствия».
Свои вопросы есть и у посла США в Грузии Яна Келли. По его заявлению, он внимательно следит за ходом расследования и с нетерпением ждет ответа на вопрос, каким образом зарубежные граждане нелегально проникли в Грузию.
Между тем в экспертном сообществе все большую поддержку находит версия, что у террористов имелись высокопоставленные покровители среди силовых структур.
Политолог Торнике Шарашенидзе также убежден, что имиджу страны нанесен существенный ущерб и власти должны в сжатые сроки предоставить общественности развернутые итоги расследования вместо бесполезных оправданий:
«Это просто катастрофа, независимо от того, закрался ли в страну Чатаев или его запустили коррумпированные чиновники. Я сомневаюсь, что он планировал осуществление терактов в Грузии, но факт, что он спокойно проживал здесь, подрывает наш имидж безопасной страны. Это как минимум означает, что у нас либо дырявая граница, либо какие-то алчные чиновники берут взятки и гарантирует допуск террористов в Грузию. Я склоняюсь ко второму варианту. Единственным положительным моментом можно считать то, что он не сумел перебраться в Россию, в этом случае последствия были бы гораздо более тяжелыми».
Несмотря на вал обвинений в адрес властей, они не спешат с разъяснениями. Анонсированная на днях встреча начальника СГБ Вахтанга Гомелаури с парламентской группой доверия вновь остается под вопросом. Не определены ни дата, ни место встречи.