Еще трех человек задержали сегодня в Тбилиси по делу об убийстве двух школьников. Они обвиняются в сокрытии преступления. Среди задержанных, как заявляют в МВД, – отец учащихся, которые пока фигурируют в деле в качестве свидетелей.
В убийстве двух одиннадцатиклассников обвиняются двое несовершеннолетних, учащиеся 1-й экспериментальной школы. Сегодня городской суд избрал для них в качестве меры пресечения предварительное заключение. Одного из обвиняемых органы задержали 1 декабря, в день, когда произошли убийства. Второй скрывался, но сегодня вечером сдался полиции.
Следствие установило, что скрыться ему помогли двое совершеннолетних граждан. Они были задержаны сегодня по обвинению в сокрытии преступления. Вместе с ними был задержан еще один совершеннолетний – отец подростков, которые фигурируют в деле в качестве свидетелей.
Your browser doesn’t support HTML5
Между тем в отставку подал сотрудник Главной прокуратуры Мирза Субелиани – отец еще одного подростка, который также был участником инцидента. По словам прокурора по делу об убийстве подростков Сосо Хуцишвили, Субелиани не мог оказать давление на ход следствия:
«Субелиани накануне сам обратился к прокурору с просьбой об отставке. Чтобы обществу было ясно: следствие ведет МВД, а прокуратура осуществляет процессуальное руководство по упомянутому делу. Соответственно, у Мирзы Субелиани, вопреки определенным спекуляциям, которые имели место, не могло быть никакого соприкосновения с делом».
Он не исключает, что число людей, которых привлекут к ответственности, может возрасти.
Так как участники событий, которых, по словам свидетелей, было около 20 человек, несовершеннолетние, – органы не вправе распространять информацию, которая позволит идентифицировать их личности.
Конфликт, согласно версии прокуратуры, начался 1 декабря в стенах 51-й школы. В ведомстве не уточняют, кем были участники конфликта, были ли среди них убитые. Известно, что один из девятиклассников, которому угрожали старшеклассники, обратился за помощью к родственнику, учащемуся 1-й экспериментальной школы. Через пару часов подростки встретились у здания 51-й школы, откуда для выяснения отношений участники конфликта и еще около 15 подростков направились во двор жилого дома на улице Хорава. Спор перерос в физическое противостояние, в результате чего были убиты два шестнадцатилетных подростка. Одному из них было нанесено более десяти ножевых ранений. В убийствах обвиняются два ученика 1-й экспериментальной школы.
Министерство образования начнет борьбу с насилием в учебных заведениях, заявил сегодня глава ведомства Михаил Чхенкели. По его словам, в процесс должны быть вовлечены все ведомства, неправительственный сектор, международные организации, СМИ и общество. Будет создана межведомственная группа для координации этого процесса, сказал Чхенкели:
«Мы уже определили несколько ведущих направлений. В первую очередь – это усиление роли службы приставов в учебных заведениях. Эта служба должна координировано сотрудничать с правоохранительными органами. Также было решено, что на начальном этапе в мониторинг безопасности школ будет вовлечена патрульная полиция».
Народный защитник Уча Нануашвили считает это решение запоздалым. Насилие и травля в школах – это довольно распространенное явление, своего рода форма общения между школьниками.
«Мы не раз говорили, что травля носила системный характер в школах, что насилие происходило там систематически. Впрочем, соответствующие структуры на это не реагировали. Обо всем этом мы говорили, но на это адекватно никто не отреагировал».
Со дня трагедии в обществе активно обсуждают случившееся и то, как и кто мог это предотвратить. Психолог Майя Цирамуа полагает, что ответственность должны осознать все: ведомства, педагоги, семьи, в которых воспитываются дети, и общество в целом.
Если говорить об ответственности государства, то на сегодняшний день оно реагирует на проблему постфактум: когда преступление уже совершено. Между тем в мировой практике существуют различные механизмы для предотвращения преступлений, которые подразумевают работу с детьми и их семьями.
В то же время сегодня наше общество, продолжает Цирамуа, вернее его представителей, сложно назвать хорошими ролевыми моделями, другими словами, примерами для подражания. Родители зачастую не хотят слушать своих детей, не воспринимают их всерьез, используют в воспитании насильственные методы, школа же не в состоянии социализировать детей, отчего они закрываются в себе или ищут единомышленников в других, порой очень опасных местах.
«Очень много детей с серьезными эмоциональными проблемами, о которых они никому не могут рассказать. Уровень доверия по отношению к старшему поколению очень низкий. Нет у нас в привычке, в традициях слушать детей. У нас нет ресурсов для того, чтобы позаботиться о детях, которые, я говорю это со всей ответственностью, брошены на произвол. Это скучающие дети, которые часто пытаются найти приют в криминальных и других неформальных группах», – говорит Цирамуа.
Сегодня, как и накануне вечером, у 51-й школы прошла акция солидарности с семьями погибших. Люди зажигали свечи и оставляли цветы. Они говорят, что таким образом они также хотят продемонстрировать гражданский интерес к ходу следствия.