Выступление главы МИД самопровозглашенной республики Южная Осетия Дмитрия Медоева в стенах Европарламента вызвало новую волну критики в адрес грузинского правительства со стороны оппозиции. По мнению противников власти, бездействие официального Тбилиси довело до того, что представители Цхинвали свободно передвигаются по Европе и проводят встречи в стенах учреждений Евросоюза.
Беззубая политика официального Тбилиси на международной арене может привести к печальным для страны последствиям – грузинская оппозиция обрушилась с резкой критикой на власть из-за визита главы МИД самопровозглашенной республики Южная Осетия в Брюссель. По словам находящегося сейчас в столице Бельгии депутата от «Единого национального движения» Саломе Самадашвили, подобные попытки представителей де-факто властей выступить в стенах Европарламента не раз бывали и в прошлом, но они успешно пресекались:
«Это пресекалось потому, что дипломатическое реагирование происходило своевременно. Каждый раз, когда представителям де-факто властей удается получить платформу (для выступлений) в Европе, это наносит ущерб национальным интересам нашей страны. И Министерство иностранных дел должно как можно скорее объяснить, почему (грузинские дипломаты) не пресекли это».
Your browser doesn’t support HTML5
Дмитрий Медоев 3-4 декабря принял участие в одиннадцатом по счету Европейском русском форуме под названием «Евросоюз 2017 и Русская революция 1917: невыученные уроки». В административный центр Европейского союза он прибыл по приглашению депутата Европарламента, председателя Русского альянса Европы Татьяны Жданок. На вопрос грузинских журналистов, как ему удалось пересечь границу, Дмитрий Медоев гордо ответил: по югоосетинскому дипломатическому паспорту. И добавил:
«Конечно, сбираюсь и в Северную Америку. Доложите об этом в ЦРУ».
По мнению политолога Георгия Гобронидзе, говоря о некоем югоосетинском дипломатическом паспорте и предстоящем визите за океан, Дмитрий Медоев, безусловно, лукавит, но это заявление нельзя оставлять без реагирования.
«Может быть, это является все же частью их пиара, что якобы их паспорт имеет международную силу, но я не думаю, что можно оставить этот факт без внимания, и стоило бы нашему дипломатическому учреждению потребовать хоть какое-то объяснение от европейской стороны, как это вообще (выступление Медоева в Европарламенте) было возможно».
То, что Цхинвали в последнее время заметно активизировался на европейском направлении, по мнению политолога, должно стать тревожным звонком для Тбилиси. В октябре все тот же Дмитрий Медоев гостил на Апеннинском полуострове и по итогам визита заявлял об открытии дипломатического представительства в Италии. Пусть и неофициального.
Интересы самопровозглашенной республики в странах ЕС продвигает журналист и бывший депутат Европарламента Джульетто Кьеза. Вот и сейчас еще один обладатель «югоосетинского дипломатического паспорта» заявляет: представители Цхинвали имеют полное право быть выслушанными в стенах Европарламента. Тем более что не все члены европейского сообщества разделяют точку зрения Тбилиси, говорит Джульетто Кьеза:
«Это здание принадлежит и мне».
Ему вторит зампредседателя комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константин Затулин. По словам российского депутата, присутствие югоосетинской делегации в Брюсселе продиктовано естественным желанием евродепутатов получить информацию от другой стороны:
«Хотят выслушать их точку зрения. Вот и все».
По мнению грузинской оппозиции, в Европарламенте всегда найдется пара депутатов, которые по заказу Москвы будут пытаться проводить подобные мероприятия, но на то и существуют власти Грузии, чтобы не допускать этого.
МИД Грузии хранит молчание. Глава внешнеполитического ведомства Михаил Джанелидзе сейчас проводит встречи в том же Брюсселе, но предпочитает не затрагивать эту тему. Единственный дипломат, который прокомментировал выступление Медоева, – посол Грузии в Бельгии и Люксембурге Натали Сабанадзе, – считает, что это выпад не столько в сторону Тбилиси, сколько в сторону ЕС:
«Господин Медоев приехал по приглашению частного лица. Это не является выражением позиции Европарламента или какой-либо политической группы. Реально это мероприятие больше направлено против Европейского союза, чем против Грузии. Я лично говорила со многими европарламентариями, в частности, представитель Латвии заявил, что обязательно направит письменный протест председателю Европарламента (Антонио) Таяни».
При этом заявление Сабанадзе, отмечают эксперты, очень напоминает октябрьский комментарий МИД, когда во внешнеполитическом ведомстве предложили рассматривать поездки и выступления Дмитрия Медоева как визит частного лица, у которого нет никакой легитимации. По словам политолога Георгия Гобронидзе, оставлять без внимания такие «частные визиты» означает поощрять их:
«Потому что эти люди называют себя официальными лицами, позиционируют себя представителями тех или иных так называемых республик, они открывают какие-то центры, они выставляют там свои флаги, свою государственную символику. Все-таки это откладывается в памяти людей. Так что называть это просто частным визитом, не думаю, что это правильно. Потому что частный визит, который пропагандирует нарушение территориальной целостности Грузии, уже не является частным визитом».
По словам Гобронидзе, власти Грузии должны определиться со своей политикой в отношении Абхазии и Южной Осетии. Если Тбилиси намерен продолжать политику их изоляции, такие визиты надо пресекать, а если намерен идти по пути деизоляции, тогда необходимо найти правовое регулирование, чтобы эти «частные визиты» не нарушали национальные интересы Грузии.