Грузии нужен не МАР, а безопасность

Госсекретарь США Рекс Тиллерсон (слева), генсек НАТО Йенс Столтенберг и глава МИД Грузии Михаил Джанелидзе (справа) в штаб-квартире альянса в Брюсселе

Министериал НАТО, завершившийся накануне в Брюсселе, в очередной раз подтвердил поддержку евроатлантическим устремлениям Грузии со стороны стран-членов альянса. Глава МИД Михаил Джанелидзе провел встречи с ключевыми партнерами, в том числе, с госсекретарем США Рексом Тиллерсоном.

США твердо поддерживают стремление Грузии стать членом НАТО. Об этом заявил глава Госдепартамента Рекс Тиллерсон по итогам встречи с грузинским коллегой Михаилом Джанелидзе в Брюсселе в рамках министериала Североатлантического альянса. Т-Рекс американской внешней политики оценил переговоры как «очень продуктивные» и особо отметил вклад, который вносит Грузия в обеспечение миротворческой миссии в Афганистане, подчеркнув, что грузинский контингент – самый крупный из расчета на душу населения среди всех стран-участниц миссии.

Одной из главных тем министериала стала политика «открытых дверей» НАТО. В связи с этим Рекс Тиллерсон напомнил, что вопрос о принятии новых членов будут решать исключительно страны-члены альянса, и никто другой не имеет права вмешиваться в этот процесс:

Your browser doesn’t support HTML5

Грузии нужен не МАР, а безопасность

«Мы твердо поддерживаем стремление Грузии стать членом НАТО. Что касается нашей последней сессии, США твердо поддерживают политику открытых дверей НАТО. Все те страны, которые желают вступить в альянс и удовлетворяют требованиям, должны стать членами альянса, и никакая третья сторона не может говорить что-либо в связи с этим».

На то, что некая «третья сторона» не сможет повлиять на евроатлантическое будущее Грузии, очень надеются и в Тбилиси. Возглавлявший грузинскую делегацию глава МИД Михаил Джанелидзе заявил, что в Брюсселе очень довольны Грузией:

«Со стороны всех государств-членов НАТО последовал очень положительный отклик в связи с достигнутым Грузией прогрессом как с точки зрения демократической консолидации, так и в плане экономического развития, военных и оборонных реформ. Многие коллеги отметили, что шаги и реформы, предпринятые правительством Грузии, способствуют успеху страны, приближают ее к НАТО, к конечной цели, и устанавливают стандарты НАТО в нашей стране».

В частности, в том, что грузинская армия уже соответствует стандартам НАТО, уверен специальный представитель генсека НАТО по странам Южного Кавказа и Центральной Азии Джеймс Аппатурай. По его словам, в сравнении с 2004 годом «разница действительно большая»:

«Можно сказать, что уровень подготовки грузинских военнослужащих ничем не уступает уровню подготовки военнослужащих стран-членов НАТО. Это результат успешных реформ, твердой поддержки со стороны альянса, участия в миротворческих операциях и регулярных учениях».

При этом, если верить грузинскому министру иностранных дел, на состоявшемся в рамках министериала заседании комиссии Грузия-НАТО со стороны государств-членов альянса, помимо политической поддержки, была также выражена готовность продолжить практическую поддержку Грузии в деле повышения обороноспособности страны. Косвенно это подтвердил генсек альянса Йенс Столтенберг:

«Мы благодарны Грузии за усиление сотрудничества по береговой охране. Черное море очень важно как для Грузии, так и для НАТО. Российский военный контингент вырос в Крыму и, соответственно, в Черноморском регионе. И мы хотим, чтобы и альянс был широко представлен в Черноморском регионе. Что же касается политики открытых дверей, то у Грузии есть все необходимые инструменты для подготовки к членству в НАТО».

При этом, по словам исполнительного директора неправительственной организации «Атлантический совет Грузии» Георгия Мучаидзе, реальная поддержка со стороны НАТО и в особенности США позволяет оптимистично смотреть в будущее.

«Политическая поддержка, продемонстрированная в очередной раз в Брюсселе, очень важна. Что же касается практической стороны, – последние учения, в которых было задействовано беспрецедентное количество военнослужащих НАТО и впервые американская тяжелая техника, в частности, танки, говорит об увеличивающемся интересе со стороны наших партнеров по отношению к Грузии. Это подтверждает также намерение США передать нам противотанковые комплексы Javelin. Все это вкупе с тренировочным центром НАТО и предоставлением помощи со стороны США на законодательном уровне говорит о том, что вопрос Грузии не только не уходит на второй план, но, наоборот, еще более широко представлен в повестке дня НАТО».

Что же касается почти десятилетнего ожидания так называемого МАРа – плана действий по членству в НАТО, – по мнению политолога Торнике Шарашенидзе, сам план не столь важен для Грузии в данный момент:

«Нам нужна безопасность. Сама цель – безопасность, а не МАР. Так что не нужно цепляться за этот МАР. По-моему, из-за МАРа в свое время создали очень большие ожидания, и эти ожидания все еще, так сказать, живы, что не очень конструктивно. МАР сам по себе гарантию безопасности не дает вообще. Даже скажу больше: вот балтийские страны являются полноправными членами НАТО, но они все равно боялись, пока на их территории не разместили американские, британские и немецкие войска, все равно боялись России. Членство (в НАТО), оказывается, далеко не все, после того что Россия проделала с Украиной. Лучше добиваться того, чтобы было больше НАТО в Грузии и больше Грузии в НАТО. Вот и все. А МАР или не МАР, главное – безопасность».

После распада Советского Союза число членов НАТО увеличилось на 13 государств: первая волна расширения на Восток в 1999 году затронула Венгрию, Польшу и Чехию; вторая волна, в 2004-м, – Болгарию, Латвию, Литву, Румынию, Словакию, Словению и Эстонию; третья, в 2009 году, – Албанию и Хорватию. А в мае текущего года членом альянса стала Черногория. В настоящее время в НАТО объединены 29 государств, и политика открытых дверей продолжается. В числе ближайших кандидатов на вступление в альянс сейчас числится Македония, а в 2008 году в Бухаресте было принято решение о начале программы присоединения Грузии к военно-политическому блоку.