Итоги абхазо-абазинского конгресса

Вчера в Абхазии возложением цветов к мемориалу первому президенту республики Владиславу Ардзинба в селе Нижняя Эшера и поездкой делегатов в село Лыхны завершился четырехдневный VII Всемирный абхазо-абазинский конгресс.

Кстати, в СМИ ныне возник разнобой в названиях. В прошлый четверг, рассказывая на «Эхе Кавказа» о первом дне работы конгресса, я пользовался теми, которые были в ходу в первые годы существования Международной ассоциации абхазо-абазинского (абаза) народа (МАААН), как тогда называлась эта общественная организация. Но теперь сама организация именуется Всемирный абхазо-абазинский конгресс (ВААК), а то четырехдневное мероприятие, которое вчера закончилось в Абхазии – Седьмой съезд ВААК. Ну, пусть будет так... Хотя не только в моем тексте, но и в других СМИ встречалось и прежнее название – МАААН. А выступивший на съезде делегат Реджеп Агрба от имени делегации из Турции предложил именовать впредь организацию «Постоянный всемирный конгресс абхазо-абазинского народа» (World Abkhaz-Abazin Permanent Congress).

Он предложил также оптимизировать структуру конгресса, привлечь к его работе молодежь, владеющую абхазским, английским и турецким языками.

Your browser doesn’t support HTML5

Итоги абхазо-абазинского конгресса

«У конгресса должно быть свое отдельное здание, оборудование, бюджет», – отметил Реджеп Агрба.

Следует, считает он, активизировать работу госкомитета РА по репатриации, созданного во время Отечественной войны народа Абхазии в 1993 году, и повысить его статус до министерства.

Еще накануне форума стало понятно, что в руководстве Всемирного конгресса грядет смена поколений. И впрямь, глядя в первый день его работы на, как говорится, убеленные сединами головы всех троих сидевших в президиуме – президента ВААК Тараса Шамба, вице-президента Сергея Пазова из КЧР и генерального секретаря Геннадия Аламиа, я невольно вспоминал их такими, какими они были четверть века назад, в момент создания организации. А еще – известную истину, что перелом эпох выдвигает, как правило, на авансцену общественной жизни молодых, мерное же течение жизни делает большинство лидеров седовласыми. Достаточно вспомнить о том, что возглавившим Абхазию чуть меньше ста лет назад Нестору Лакоба и Ефрему Эшба было меньше тридцати лет, а тем, кто оказался в лидерах республики в начале 90-х, – в основном лет 35-45. Тарас Шамба, возглавивший в октябре 1992 года абхазо-абазинскую ассоциацию, был постарше – 54 года. Впрочем, этот возраст считается временем расцвета сил для общественно-политического деятеля.

Через менее два года, в ходе Второго конгресса, в кулуарах заседаний, проходивших в Пицунде, за пост президента завязалась борьба. Тарас Миронович несколько раз заявлял о сложении полномочий, но его сторонники настояли на том, чтобы он остался во главе организации. И с тех пор Тарас Шамба оставался ее безальтернативным лидером. Но годы берут свое. В будущем июле ему исполнится 80 лет. В пятницу 8 декабря Тарас Миронович был избран почетным президентом ВААК. А председателем Высшего совета, избранного, согласно новому уставу, стал 53-летний абазин Мусса Экзеков.

Согласно Википедии, Мусса Хабалевич Экзеков родился 13 августа 1964 года в ауле Красновосточный Карачаево-Черкесии. Это советский и российский ученый, технолог композитных материалов, предприниматель (с состоянием почти 20 миллиардов рублей), меценат, общественный деятель. После учебы в Ленинградском технологическом институте работал главным технологом на заводе химико-лабораторных приборов в Ленинградской области. Защитил кандидатскую, а затем и докторскую диссертации. В 2011 году Экзеков стал президентом международного объединения по развитию абазино-абхазского этноса «Алашара». По его инициативе была принята долгосрочная программа развития народа. За прошедшие годы он многое сделал для своих земляков: это ремонт и строительство домов, спортивных площадок, приобретение лечебного оборудования для медучреждений, содействие молодым специалистам, продвижение народных талантов. Экзеков занимается благотворительной деятельностью не только в Карачаево-Черкесии, но и в Абхазии. В июне 2015 года им были выделены средства на приобретение жилья в Гагре и Пицунде для пяти абхазских семей, в которых имелись участники Великой Отечественной войны. За оказание гуманитарной помощи, заслуги в развитии физкультуры и спорта в Республике Абхазия в 2014 году М. Экзеков был награжден орденом «Ахьдз-Апша» («Честь и Слава») второй степени.

После избрания председателем Высшего Совета Мусса Экзеков отметил в выступлении, что в работе организации будут изменения, направленные на повышение ее эффективности:

«Мы будем создавать сетевую структуру управления, создадим программу для каждой страны, по каждым регионам, и начнем работать очень плотно, с поддержкой информационного портала, который мы в ближайшие месяцы создадим».

А в интервью позднее он так ответил на вопрос, был ли уверен в своем избрании:

«Сказать, что гарантированно должно было что-то произойти, – конечно, нет. Меня еще не все знали. По ходу мероприятия познакомились. Ну, я, в общем, спокойно к этому относился и смотрел так: я излагаю свое видение; если моя программа понравится, если ее поддержат, скорее всего, проголосуют... Вот такое было восприятие».

В том, что Мусса Экзеков – оптимальная кандидатура для нового лидера ВААК, было трудно усомниться, тем более что логичной была ротация на этом посту абхаза на абазина. А вот в связи с избранием исполнительного секретаря – новой должности, учрежденной вместо генсекретаря, – возникли борьба и даже в определенной мере скандальная ситуация. Первоначально была выдвинута кандидатура 46-летнего Сонера Гогуа, президента международного фонда «Апсны». Но Мусса Экзеков, уже на правах председателя ВС, предложил другую кандидатуру – 32-летнего Инара Гицба, который три года работал в Стамбуле полномочным представителем Абхазии в Турецкой Республике. После выступления Сонера Гогуа Экзеков поставил первой на голосование кандидатуру Гицба, и за того проголосовало явное большинство.

В субботу 9 декабря Рауль Хаджимба встретился с зарубежными участниками съезда в зале на четвертом этаже здания кабмина. Он поздравил тех, кто избран в состав руководства конгресса. И отметил: «Нам очень хотелось бы, чтобы все вы вернулись на историческую родину. Но мы знаем, что это вопрос не одного дня и не одного года. Хочу, чтобы вы знали: мы поддержим все ваши начинания. Желаю вам здоровья, успехов и мира в тех странах, где вы проживаете».

Глава Совета старейшин Федерации абхазских культурных центров Адэм Махария Гюмющ сказал:

«Мы – абхазы. Несмотря на то, что мы живем под чужим небом, Абхазия остается нашей болью. У нас еще много долгов перед Родиной. Прошу Всевышнего, чтобы Абхазия процветала, а независимость ее укреплялась, чтобы абхазский флаг гордо реял над мирной, успешно развивающейся страной».

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия