Сегодня внешнеполитические ведомства Грузии и России сделали заявления по итогам 42-го раунда Женевских международных дискуссий по ситуации на Южном Кавказе. Стороны вновь констатировали отсутствие прогресса по основным темам переговоров. По мнению части грузинских экспертов, стагнация в переговорном процессе однозначно выгодна России.
По заявлению МИД Грузии, главными темами этого раунда женевских дискуссий были проблема этнической дискриминации грузин, оставшихся в Абхазии и Цхинвальском регионе, и вопрос неприменения силы и создания международных механизмов безопасности в регионе:
«В рамках переговоров особый акцент был сделан на усилившуюся этническую дискриминацию грузин в Абхазии и Цхинвальском регионе. Было отмечено тяжелое положение жителей Гальского района. Было подчеркнуто, что регистрация местного грузинского населения в качестве иностранцев, последующее ограничение их фундаментальных прав и свобод, принуждение к изменению грузинских фамилий и этнической идентичности может стать частью новой волны этнической чистки в оккупированных регионах».
Your browser doesn’t support HTML5
О других темах дискуссий рассказал замглавы МИД Грузии Давид Дондуа:
«Мы заострили внимание участников на нарушении Соглашения о прекращения огня со стороны России, о введении ею новых вооружений в зону конфликта, о закрытии переходов и перманентном возведении новых проволочных заграждений, а также на похищениях граждан вдоль разделительных линий. Следует отметить, что представители России и непризнанных республик покинули совещание после того, как грузинская сторона вновь поставила вопрос о возвращении в свои дома вынужденно перемещенных лиц».
Свою интерпретацию итогов женевских встреч сегодня опубликовал и МИД России. В заявлении, в частности, говорится:
«Абхазские, российские и югоосетинские представители акцентировали пагубность решения Госдепартамента США разрешить продажу Грузии противотанковых ракетных комплексов «Джавелин». Эта самая крупная военная сделка является, по сути, подталкиванием Грузии к новым опасным авантюрам. В этом контексте Абхазия и Южная Осетия подтвердили, что находят вполне оправданным и своевременным оказываемое им Россией содействие в оборонной сфере».
По словам военного обозревателя Георгия Цквитава, заявление российского МИДа звучит крайне цинично в условиях, когда технический потенциал наступательных сил, расквартированных в оккупированных регионах Грузии, уже превзошел количественный состав Вооруженных сил Грузии. Эксперт напомнил, что речь идет о закупке Тбилиси оборонительных средств, а не наступательных:
«Традиционно реакция России является жесткой на любые действия Грузия в оборонительной сфере на протяжении последних двадцати лет. Очередная истерика с их стороны весьма показательна. Оказывается, покупка Грузией 72-х противотанковых установок «Джавелин» служит оправданием размещению нескольких баз в оккупированных зонах. Если следовать этой логике, Грузия не имеет права на приобретение оборонительных вооружений, а Россия вправе в одностороннем порядке размещать огромное число вооружений на оккупированных грузинских территориях. Намерения Грузии не только не меняют баланс сил на Южном Кавказе, но даже не вносят корректив, учитывая уровень милитаризации непосредственных соседей. Поэтому данное заявление МИД РФ следует воспринимать как своеобразную насмешку, не более».
Тем временем политолог Гия Хухашвили напомнил властям Грузии, что стагнация в переговорном процессе однозначно льет воду на мельницу России:
«Единственным дивидендом, который получает Грузия от переговорного процесса, является консервация ситуации, при которой стороны могут налаживать локальные гуманитарные контакты. Этим мы решаем тактическую задачу, но никак не стратегическую, коей является объединение страны. А где нет продвижения вперед, там начинается регресс. Этим пользуется Россия, которая и дальше вбивает клинья между противоборствующими сторонами, постепенно закрепляясь на захваченных территориях. Отчуждение между людьми растет, и сходит на нет эмоциональный заряд на возвращение домой поколения людей, покинувших Абхазию и Цхинвали. Опросы свидетельствуют, что проблема территориальной целостности уже не является приоритетной для большинства жителей Грузии. Я бы хотел увидеть от властей внятную стратегию по объединению страны, подразумевающую, в том числе, возвращение доверия людей с той стороны баррикад, но вижу лишь лозунги и плакатную риторику».
Что касается стремления сторон по достижению всеобъемлющего соглашения о неприменении силы, то Грузия по-прежнему требует гарантий неприменения силы со стороны России как одной из участниц конфликта. Несмотря на различность подходов, участники договорились продолжить работу на следующем раунде с целью сближения позиций. Он состоится в марте 2018 года.