Ингушский спортсмен, тренер по боксу, оказался в числе подозреваемых в пособничестве боевикам. Его адвокат и родственники заявляют о невиновности молодого человека, а он сам жалуется на пытки. Между тем районный суд, несмотря на то, что в уголовном деле нет очевидных доказательств вины подозреваемого, продлил его арест еще на один месяц.
14 декабря Магасский районный суд продлил срок содержания под стражей жителю селения Яндаре Альберту Хамхоеву. Месяц назад силовики увезли его из дома и, как утверждают родственники Хамхоева, при задержании подбросили ему оружие. Однако на первом же допросе, который длился несколько часов, от Альберта требовали признаться не в хранение пистолета, а в пособничестве преступникам, совершившим вооруженное нападение на пост ДПС. Молодой человек отрицал все - и хранение, и пособничество. Тогда к нему применили физическую силу и пытки током, но и эти меры не вынудили Хамхоева оговорить себя.
Your browser doesn’t support HTML5
16 ноября в суде, куда его привезли для избрания меры пресечения, Альберт заявил о применении к нему недозволенных методов дознания. Судья проигнорировала заявление Хамхоева, определила ему месячный срок содержания под стражей, и уже на следующий день Альберта снова «пускают под пресс». Почти шесть часов продолжалась экзекуция, которую проводили неизвестные сотрудники силовых структур, сказавшаяся затем на состоянии здоровья подозреваемого. Как следствие, 19 ноября Хамхоева доставляют в больницу после осмотра врачей скорой помощи, но по требованию сотрудников ФСБ возвращают обратно в ИВС, а 20 ноября снова вывозят в неизвестное место и продолжают выбивать из него нужные показания. Членов ОНК к задержанному не допускали, а требования его адвоката о проведении судебно-медицинской экспертизы оставляли без удовлетворения. И тем не менее Альберт не сломался и не стал ничего подписывать.
Доведенные до отчаянья родственники Хамхоева осадили офис ингушского омбудсмена Джамбулата Оздоева. 21 ноября уполномоченный по правам человека встречается с Хамхоевым в СИЗО, после чего заявляет, что видел на его теле многочисленные следы физического насилия и намерен в связи с этим обратиться в следственный комитет с ходатайством о проведении проверки по факту превышения должностных полномочий.
4 декабря Альберт Хамхоев с аналогичным требованием обращается на имя начальника следственного управления Ингушетии, в котором подробно сообщает обо всех нарушениях, допущенных в отношении него с момента задержания, и в этом же заявлении сообщает о том, что 1 декабря к нему в СИЗО с угрозами приходил некий Михайлов М.А., вынуждавший его отказаться от претензий к сотрудникам правоохранительных органов.
13 декабря мать Альберта Хамхоева провела в Москве возле зданий Государственной думы, Генеральной прокуратуры и Совета Федерации одиночные пикеты. «Моего сына обвиняют в незаконном хранении оружия. Но это оружие на наших глазах засунули моему сыну за ремень брюк. Его избивали, чтобы добиться признательных показаний. Но ему не в чем признаваться! Мы просим силовиков разобраться по справедливости, но нас не слышат. Я надеюсь, что в Москве хоть кто-то откликнется на наше горе, поможет нам», – рассказала корреспонденту «Кавказского узла» Аза Хамхоева.
В Москве не услышали, никто из чиновников с женщиной разговаривать не стал. Альберт продолжает оставаться под стражей, даже несмотря на то, что 14 декабря представитель следствия ничего нового суду по делу Хамхоева не сообщил, к статье «незаконное хранение оружия» других официальных обвинений не добавилось, а на самом пистолете, якобы изъятом у Хамхоева, не обнаружили отпечатки его пальцев.
К слову сказать, на итоговом заседании Совета при главе РИ по правам человека Юнус-Бек Евкуров, отмечая хорошую работу ингушского омбудсмена, привел в пример его действия по делу Альберта Хамхоева и подчеркнул, что никто не имеет права применять недозволенные меры дознания к задержанным. По словам главы региона, проверку по таким фактам необходимо доводить до конца.
По состоянию на 16 декабря нет информации о том, какие действия предпринял следственный комитет по ходатайству уполномоченного по правам человека и заявлению самого пострадавшего, поэтому и угроза повторения пыток в отношении Альберта Хамхоева сохраняется.