8 декабря ГИА «Апсныпресс» распространило сообщение о том, что через две недели, 21 декабря, абхазский боксер Батал Чежия примет участие в вечере профессионального бокса, который организован промоутерской компанией «Патриот» и состоится 21 декабря в Москве, в спортивном комплексе «Крылья Советов». По словам президента Федерации профессионального бокса РА Альберта Карди оглы, Батал – восходящая звезда бокса, чемпион России, СНГ и славянских стран. При этом внимание абхазской аудитории, разумеется, наиболее привлекло то обстоятельство, что Батал должен встретиться на ринге в шестираундовом бою с грузинским спортсменом Леваном Шония. Правда, Карди оглы отметил, что, «учитывая политизированность грузинского спорта, существует вероятность отказа грузинского спортсмена от участия в бою с абхазским спортсменом».
Немного информации про обоих боксеров. Батал Чежия еще очень молод, аккурат в день, на который был назначен бой, ему исполнится 21 год. Родился в селе Мыку Очамчырского района. Выступает во втором среднем весе, провел пока в профессиональном боксе четыре боя и во всех победил. Обладателем титула чемпиона СНГ и славянских стран по версии журнала «Про Бокс» он стал 19 августа этого года на площадке в Сухуме, оборудованной в ресторанном комплексе «Абырлаш», когда победил соперника из Узбекистана Иззата Ибрагимова. О Леване Шония знаю меньше. Но, прежде всего, прошу не путать его с губернатором Мегрелии и Верхней Сванетии, а также с вором в законе, носящими такие же распространенные имя и фамилию. Боксер Леван Шония – 1984 года рождения, то есть старше Батала на 12 лет. В настоящее время он живет и тренируется в Киеве.
Your browser doesn’t support HTML5
Известие о намеченном бое встретило активное обсуждение и в абхазской блогосфере, и в грузинской. Понятно, что в первой обрадовались возможности такого боя, ибо даже сам по себе факт его играет на руку в политическом плане частично признанной Абхазии. Один из форумчан написан так: «Интересный ожидается бой. Если не ошибаюсь, спортсмены, представляющие Республику Абхазия, лишь раз встречались с грузинами. Это был футбольный матч на юношеском турнире в Сочи в середине девяностых, и тогда победу одержали абхазские футболисты». Я, правда, вспомнил и о том, как чемпион мира по вольной борьбе Денис Царгуш встречался с грузинским борцом, но он выступал в российской команде и под российским флагом.
Когда одно из тбилисских интернет-изданий проинформировало, что Леван Шония уже два года почти не проводил боев, да и те, что проводил, все проиграл, и, похоже, это будет бой «с заранее известным результатом», грузинские интернет-пользователи откликнулись саркастическими комментариями. Один из них обрушился на Левана: «Грузин или грузинка за «бабки» на многое готовы. Bот и Шония, он же не может сказать: «Я не буду с ним принципиально встречаться»... не, «бабло»-то платят. Понятно, что абxаз с грузином именно в Москве встречаются, грузина отлупят, и он об этом знает». Можно ли Шония за человека считать?»
И вот на днях появилось сообщение «Лайвпресс.ге» о том, что Леван Шония отказался от участия в соревнованиях в Москве и поединка с Баталом Чежия. Он заявил, что предпочитает участвовать в каком-нибудь соревновании в Европе. По его словам, он до сих пор не получил приглашения в Москву на мероприятие, и, возможно, не удалось решить и вопросы, связанные с визой. Именно поэтому при посредничестве менеджера он передал свой отказ организаторам. По словам спортсмена, у него и не было большого желания ехать в Москву. «Менеджер предложит мне какое-нибудь соревнование в Европе. Я предпочитаю поехать туда», – сказал Леван Шония. Кстати, он уже несколько лет не представляет федерацию профессионального бокса Грузии и продолжает свою карьеру на Украине.
В абхазской блогосфере это известие встретили под улюлюканье и цитирование известных строчек из поэмы Лермонтова «Демон»: «Недолго продолжался бой...», которые так не любят в Грузии, а также рассуждениями типа: а у нас во дворе отказаться от кулачного поединка считалось более стыдным, чем поражение в нем...
Я связался сегодня с Альбертом Карди оглы (именно так, без черточки, пишется его фамилия в новом его паспорте). Он рассказал, что они вышли первоначально на Левана Шония, поскольку он был наиболее близок к Баталу по рейтингу. Связались с ним, предварительное согласие было получено, но теперь Леван отказался, ссылаясь на проблемы с визами. Однако Альберт не исключает, что свою роль сыграла поднявшаяся шумиха в грузинском обществе – ведь Чежия будет выступать под абхазским флагом. А выступать он все равно будет: на подготовку к бою в Москве потрачено уже немало сил и средств. Соперником его теперь вместо Шония стал профессиональный боксер из Камеруна Даниэль Негат.
Небезынтересно будет рассмотреть эту несостоявшуюся встречу в контексте реакции в абхазском и грузинском обществах на контакты представителей обеих сторон в различных сферах в послевоенные десятилетия. Как правило, проводимые под эгидой международных НПО семинары, конференции, совместные лагеря отдыха детей и т. д. рассматривались в Грузии благосклонно, как шаги в нужном направлении, а вот в абхазском обществе нередко приводили к скандалам. Зато, например, нешуточный скандал в грузинском обществе вызвал несколько месяцев назад выложенный в соцсетях снимок группы участников международной ярмарки в Китае, на котором оказались представители Грузии и Абхазии. («Как можно было фотографироваться вместе с сепаратистом будто с полноправным участником этого масштабного мероприятия?»)
И вот на фоне всех этих историй, а также не раз звучавших вопросов, что для абхазов было бы приемлемо в рамках следования западной концепции «сотрудничество без признания», я с полгода назад задал одному грузинскому политологу вопрос: а как, интересно, в Тбилиси отреагировали бы на идею провести на нейтральном поле матч футбольных клубов из Абхазии и Грузии? И хотя я отнюдь не уверен, что и в абхазском обществе на это готовы, мой собеседник сразу увидел тут какой-то подвох и начал рассуждать об опасности провокации – появлении на таком матче, пусть даже на трибунах, абхазской символики.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия