Михаил Казиник: «Для меня очень важно, что я оставляю»

Завершил Михаил Казиник встречу музыкой Жана-Батиста Люлли, которая, по его мнению, обладает терапевтическим эффектом

На прошлой неделе в Абхазии с визитом побывал известный музыкант, популяризатор классической музыки и педагог Михаил Казиник. Вместе с ним приехал Вячеслав Зубков, пианист, лауреат Международного конкурса имени Владимира Горовица. Музыканты познакомились с Абхазией, встретились со школьниками и студентами, а также провели концерт-лекцию в Абхазской филармонии.

Идея пригласить в Абхазию Михаила Казиника родилась у абхазского историка Натальи Миловановой. В организации его визита ей помогали Абхазская государственная филармония и Аида Хонелия.

Музыканты провели в Абхазии несколько дней с 13 по 18 декабря. Их знакомство с нашей страной началось 14 декабря с возложения цветов к Мемориалу памяти жертв Латской трагедии. Они посетили средневековый храм «Амбара» в Мюссере, побывали на озере Рица и в Новом Афоне. Утром 15 декабря их принял президент Абхазии Рауль Хаджимба, они встретились со студентами Абхазского государственного университета, со школьниками и юными музыкантами.

Your browser doesn’t support HTML5

Михаил Казиник: «Для меня очень важно, что я оставляю»

В зале Абхазской филармонии Михаил Казиник дал мастер-класс с юной скрипачкой Марией Эмилией Терзян-Хагба, победительницей Республиканского конкурса юных музыкантов имени Алексея Чичба. Мария-Эмилия сыграла Каватину Йозефа Иоахима Рафа, а маэстро Казиник поделился ценными советами о том, как расслаблять тело во время исполнения, чтобы зажатость не мешала руке водить смычком по струнам, показал несколько упражнений. Юная скрипачка понравилась Михаилу Казинику, и он пригласил ее в Ригу для участия в Международном фестивале «Восходящие звезды».

Михаил Казиник и Вячеслав Зубков 16 декабря в сухумской филармонии провели для публики лекцию-концерт «Тайные знаки культуры», в которой Казиник много рассказывал и вместе с Зубковым иллюстрировал сказанное звуками музыки, иногда звучала только скрипка, иногда рояль, а иногда скрипка и рояль вместе.

Говорил Михаил Казиник о муравьях, которые построили в своих муравейниках коммунизм, но при звуках музыки Баха ни один не поднял голову к небу; о золотом сечении в музыке и поэзии; о Лунной сонате Бетховена, которая к Луне не имеет никакого отношения; о Моцарте, который боялся смерти и умер, написав часть реквиема, который оборвался на части «Лакримоза» («Слезная»); о сентиментальности Петра Ильича Чайковского; о самом высокооплачиваемом композиторе в истории Жане-Батисте Люлли при дворе французского короля Людовика XIV, который за каждое свое сочинение получал от короля мешочек с золотыми монетами, и о многом-многом другом.

В частности, Казиник рассказал историю знакомства Моцарта с итальянской скрипачкой Региной Стриназакки из Мантуи, которая приехала в Вену в 1784 году и покорила публику и Моцарта своей вдохновенной игрой на скрипке. Регина попросила Моцарта написать для нее сонату, которую она хотела исполнить для императора. Моцарт согласился. В день выступления выяснилось, что Моцарт записал ноты только скрипичной партии, а свою партию играл без нот по памяти.

Михаил Казиник и Вячеслав Зубков сыграли сухумской публике сонату для скрипки си-бемоль мажор, посвященную Регине Стриназакки.

Два с половиной часа длился концерт, во время которого были исполнены разные музыкальные фрагменты и целые произведения.

После концерта своими впечатлениями поделился Давид Терзян, художественный руководитель и дирижер абхазского камерного оркестра: «Я в восторге. Этот человек – комок энергии. Это – приемник, который посылает волны всему залу. Я думаю, он до всех дотянулся, каждому послал свои биотоки. И у меня масса впечатлений. Для меня открылся новый мир, потому что многое он иначе преподносит, мы – музыканты-профессионалы – обычно по-консерваторски воспринимаем, а он связывает музыку с искусством, с нашей бытовой жизнью. И для детей это очень доступно, и для немузыкантов. Он удивительный человек в том отношении, что, наверное, не спит ночью, не отдыхает, он все время в движении. Я вчера дотронулся на улице до его руки, он весь горел. Я говорю: «Вам не холодно?» Мы все в куртках были. А он говорит: «Нет, мне жарко!» Представляете, сколько у него энергии?! Он подпитывается, наверное, из космоса, и это передает нам. Я надеюсь, что эта встреча не в последний раз».

А Михаил Казиник за кулисами раздавал автографы публике, которая приобрела его книги, и сказал несколько слов о том, что ему не понравилось и что понравилось в Абхазии: «Я видел в партере свободные места. А если все-таки у вас в городе 70 тысяч человек живет и 200 тысяч в стране, где все рядом, то для меня это мало. Вот этим я недоволен. А всем остальным доволен, потому что все эмоциональные, страстные, чувствующие, отдающие энергию назад. И если я почувствую, что я вас приручил и несу за вас ответственность, то я найду время снова к вам приехать, потому что я сегодня много энергии отдал, и потому что я хочу отдачи, хочу видеть, чувствовать это. Для меня очень важно, что я оставляю. Я же здесь неслучайно уже четыре дня встречался с детьми, со студентами, поэтому я и спросил, где студенты, перед которыми я выступал просто так на благотворительных началах? Я пришел к ним, а они не пришли ко мне. Вот этим я опять недоволен. А чем я доволен? Погодой, которую я наколдовал. Мне очень хотелось вернуться назад в раннюю осень, и я в нее вернулся. Красками доволен, сказочной страной, большим количеством людей мудрых и поэтичных, невероятным количеством феноменальных женщин, сошедших с полотен великих мастеров! И это тоже было здорово!»

Завершил Казиник встречу музыкой Жана-Батиста Люлли, которая, по его мнению, обладает терапевтическим эффектом.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия