В Южной Осетии отреагировали на заявления грузинского правительства о торговых отношениях на границе с Абхазией и Южной Осетией. В Цхинвале считают, что восстановление отношений возможно только после признания Грузией независимости Южной Осетии.
В Южной Осетии раскритиковали политику правительства Грузии о приграничной торговле, сформулированную премьер-министром Георгием Квирикашвили. Официально проект представила госминистр по делам примирения и гражданского равенства Кетеван Цихелашвили. Речь идет о новых поправках к «Закону об оккупации», направленных на «обновление торговых отношений» у границ с Абхазией и Южной Осетией.
Министр иностранных дел Южной Осетии Дмитрий Медоев в комментарии «Эху Кавказа» призвал грузинских политиков «повзрослеть»:
Your browser doesn’t support HTML5
«Все это – вчерашний день. К сожалению, грузинская сторона не выросла из тех розовых штанишек, в которых бегали предшественники сегодняшних властей. Надо сделать серьезный шаг – признать независимость Южной Осетии и начать отношения с чистого листа. Все остальное – это лирика. Правительству Грузии следует принести извинения за те преступления, которые были совершены, начиная с 1992 года, на территории Южной Осетии всеми режимами, которые правили в Грузии. Ведь отношения не могут быть какие-то непонятные, аморфные. Это было бы хорошим началом для цивилизованных отношений между независимой республикой Южная Осетия и Грузией, если, конечно же, ставится такая цель перед правительством Грузии».
Говорит представитель президента Южной Осетии по постконфликтному урегулированию Мурат Джиоев:
«Опять односторонне заявляют грузинские власти о якобы решении вопроса приграничного сотрудничества. Но никакие вопросы приграничного сотрудничества не могут рассматриваться и реализовываться без соглашения о признании государственной границы между Южной Осетией и Грузией. Пока не будет определена линия прохождения границы в двустороннем порядке, ни о каком приграничном сотрудничестве речи быть не может. То же самое мы им говорим на Женевских встречах, то же самое мы им говорим на встречах МПРИ, что если они хотя какого-то урегулирования отношений на приграничных территориях, то эти границы должны быть определены в двустороннем порядке. Поэтому мы им предлагаем приступить к совместной работе по делимитации и демаркации границ. Это попытка демонстрации мировому сообществу, что Грузия заинтересована в решении вопросов приграничных территорий. При этом они пытаются свалить на Южную Осетию и Абхазию проблемы грузинского населения, проживающего на территории Грузии в районах, прилегающих к границе».
Премьер-министр Грузии также заявил, что готов лично подключиться к Женевским переговорам.
«Наши требование и просьба к нашим стратегическим партнерам – придать Женевским переговорам мандат политического решения конфликта», – сказал Георгий Квирикашвили.
Говорит старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Николай Силаев:
«На самом деле придать импульс со стороны Грузии совсем нетрудно – для этого достаточно поддержать совместную декларацию о неприменении силы, не пытаясь внести в его текст положения, которые не относятся к ней по существу. Например, можно отказаться от практики внесения крайне политизированных проектов резолюций ООН по вопросам беженцев. Эти два решения сразу позволили бы продвинуть Женевские дискуссии и сделать их интенсивными и более актуальными».
Николай Силаев считает, что предлагаемые Тбилиси программы никак не повлияют на ситуацию:
«Что касается приграничной торговли, то действительно в законе «Об оккупации» есть совершенно абсурдные фрагменты, совершенно абсурдные положения. Помимо абсурдного положения, что Россия осуществляет оккупацию Абхазии и Южной Осетии, есть еще запрет на ведение любой экономической деятельности в Абхазии и Южной Осетии. Понятно, что это не имеет никакого практического значения, потому что препятствовать экономической деятельности или влиять со своей стороны Грузия не может. Но, возможно, предложение Кетеван Цихелашвили сформулировано в общем виде, возможно, грузинские власти внесут изменения в закон «Об оккупации», кстати, об этих изменениях они говорят много лет, но так и не внесли. Возможно, это будет какая-то очередная попытка в части смягчения некоторых жестких норм, которые грузинские власти все равно не могут выполнять и отследить их выполнение».
Председатель Народной партии, депутат парламента Александр Плиев назвал заявления грузинских политиков «популизмом». По его словам торгово-экономические проекты у границ Южной Осетии «обречены на провал»:
«Грузии надо признать Южную Осетию, надо провести государственную границу с Южной Осетией, делимитацию и демаркацию, и надо признать свои ошибки перед народом Южной Осетии. И граница, конечно же, будет упрощена, и будет возможность ходить друг к другу в гости. А почему мы ставим «колючие ограждения», Грузия не задумывается? Потому что Южная Осетия не видит никаких мирных инициатив со стороны Грузии, кроме вот этих смешных попыток и пиар-акций».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия