«Мечта»: «за» Общественный вещатель, но «против» общественного мнения

Противники изменений опасаются, что с новыми привилегиями влияние правящей команды на Общественный вещатель станет еще сильнее

Пренебрегая общественным мнением, парламент Грузии сегодня в третьем чтении все-таки принял поправки к закону «О вещателе». Эти изменения позволяют ОВГ размещать в эфире коммерческую рекламу, финансировать стартапы и делать закупки в обход тендеров. Профильные НПО, частные телекомпании и оппозиция такие изменения считают недопустимыми.

63 голосами парламент Грузии принял поправки, позволяющие Общественному вещателю Грузии частично стать коммерческим. ОВГ сможет размещать в эфире коммерческие рекламы, осуществлять закупки без объявления тендеров и даже финансировать стартапы.

Это тот случай, когда парламентское большинство не стало учитывать мнение даже своих соратников. Профильный комитет – отраслевой экономики и экономической политики – трижды отказался утверждать пакет поправок. В комитете согласились с мнением представителей частных телекомпаний и НПО: они ставят в неравное положение другие СМИ, при этом увеличиваются и коррупционные риски, ведь ежегодно ОВГ из госбюджета получает внушительную сумму.

Your browser doesn’t support HTML5

«Мечта»: «за» Общественный вещатель, но «против» общественного мнения

Сегодня по этим причинам оппозиция отказалась принимать участие в голосовании. Говорит лидер фракции «Нацдвижения» Роман Гоциридзе:

«Общественный вещатель получает 52 миллиона лари из бюджета. Это составляет более половины суммы всего рекламного рынка, и с таким стартовым финансовым преимуществом и другими привилегиями ОВГ вступает в конкуренцию с другими. Мы защищаем свободу слова, частный медиасектор. Мы не хотим управляемого государством монстра, который съест более 50 миллионов лари, и его рейтинг все равно не поднимется выше 0,2%».

Оппозиционеры, как и представители профильных НПО и частных телекомпаний, ожидают, что на принятые сегодня поправки президент Георгий Маргвелашвили наложит вето. С этой целью они и встретились с ним 18 декабря. Что настораживает в поправках, рассказывает глава Хартии журналистов Грузии Ната Дзвелишвили:

«Для нас неприемлемо то, что подотчетность ОВГ при осуществлении закупок уменьшается. В новой норме не сказано ничего о том, как должен осуществиться общественный контроль над закупками тех передач, которые ОВГ приобретет в обход тендера».

Новые изменения коснутся и менеджмента. Действующим законом бюджет ОВГ утверждает попечительский совет, он же вносит в него коррективы. По новым правилам без гендиректора ОВГ попечительский совет не вправе вносить изменения как в бюджет, так и в уже существующие постановления.

«Очень хорошими» считает изменения гендиректор ОВГ Васил Маглаперидзе:

«Не надо рисовать такую трагичную картину, якобы мы отбираем у частных компаний доход, напротив. Это медиаплюрализм, и это – достояние каждого гражданина Грузии. Мы, журналисты, лишь инструменты в этом деле. А медиаплюрализм не может быть без сильного Общественного вещателя».

Васил Маглаперидзе заявил это журналистам после встречи с президентом 18 декабря. Тогда же он сказал, что на отдельной встрече с Георгием Маргвелашвили о вето ничего сказано не было.

Президент Георгий Маргвелашвили должен подписать пакет поправок или наложить вето в течение 10 дней. Лидер фракции «Грузинская мечта» Мамука Мдинарадзе не исключил, что правящая сила учтет замечания президента, хотя такого ранее никогда не происходило:

«Мы внимательно ознакомимся (в случае президентского вето) с мотивированными замечаниями президента, это не исключено. Если мы решим преодолеть вето, и закон останется в силе в нынешнем виде, у нас есть возможность понаблюдать, парламент никуда не денется. Если увидим, что через год у ОВГ не будет реальной реформы и конкурентоспособности, мы отменим этот закон, это в наших руках».

Противники изменений опасаются, что с новыми привилегиями влияние основателя «Грузинской мечты» Бидзины Иванишвили на ОВГ станет еще сильнее. Директор Васил Маглаперидзе до прихода в ОВГ был руководителем информационной службы телекомпании GDS, принадлежащей сыну Иванишвили – Бере.

После того как телекомпания закрыла информационную службу, бывшие сотрудники GDS были трудоустроены на ОВГ. Этому сопутствовали массовые увольнения штатных сотрудников ОВГ и закрытие передач. Все это новое руководство объясняло необходимостью реорганизации и оптимизации, хотя вскоре на высвобожденных должностях и в программах появились люди, аффилированные с Бидзиной Иванишвили. В этих процессах грузинский филиал Transparency International заметил коррупционные риски, а в новых правилах – опасность вмешательства в рекламный рынок страны.

Правозащитники призвали власти учесть замечания профильного сектора. Но правящая сила принятием поправок сегодня дала понять, что выступает за усиление Общественного вещателя без учета общественного мнения.