Рождество и Солнце Непобедимое

Тенгиз Аблотия

Каждый год, каждое 25 декабря в Грузии в очередной раз вскипают споры о том, когда же все-таки надо отмечать Рождество – 25 декабря, как во всем мире, включая большинство православных стран, или 6 января, как в некотором количестве ущербных государств вроде России и Грузии?

Естественно, мнения разделились: западники выступают за декабрь, совки и традиционалисты – за январь, вместе со старшим единоверцем. Смотреть на этот спор очень забавно, так как он почти ничем не отличается от давней дискуссии о том, как правильно разбивать яйцо – с тупого конца или острого.

На самом деле, что 25 декабря, что 6 января не имеют никакого отношения к реальности – обе эти даты, как говорится, от балды. С таким же успехом можно праздновать Рождество 1 августа или 34 февраля – это будет ничуть не дальше от истины, чем 25 декабря или 6 января.

На самом деле никакого Рождества в природе не существует. Никто не знает, когда именно родился иудейский проповедник Eшуа. А 25 декабря – это один из любимейших римских праздников – Сол Инвиктус, то есть день Солнца Непобедимого.

Он был учрежден римским императором-воином Аврелианом в честь его боевых побед и со временем стал одним из самых массовых в Римской империи. Ранние христиане, будучи истинными большевиками, решили воспользоваться привычкой народа праздновать этот день, и тихо, незаметно подложили туда Рождество – резонно полагая, что привычка останется, со временем следы подделки сотрутся, и будет нормально...

Как говорят одесситы, «шоб я так жил»... Расчет оказался на 1000% правильным. Кто сегодня помнит про Солнце Непобедимое? Во всем мире в этот день поют сотни песен про Рождество и ни одной – про Солнце.

Это очень похоже на то, как в России 7 ноября вместо дня Октябрьской революции празднуют «парад в честь революции, который прошел в осажденной Москве в 41-м году». Привычка праздновать удовлетворена, со временем будут праздновать просто парад, а лет через 100 все забудут, в честь чего был тот самый парад.

Кстати, не зря в конструировании праздников преуспели представители другой тоталитарной секты – коммунисты. Многие считают коммунистов атеистами, но это совершенно не так – коммунисты пытались заменить одну догму на другую, один тоталитарный способ мышления на другой. Вместо Ешуа – Ленин, вместо Храма Гроба Господня – Мавзолей на Красной площади.

Любая организованная, системная, а главное – обязательная для всех религия, по сути своей – секта. Да возьмите хотя бы христиан, которые хвастаются гуманностью своей веры. На самом же деле, у большинства из них главенствующий принцип то ли Муссолини, то ли парагвайского диктатора Стресснера: друзьям – все, остальным – закон.

Десять заповедей: не убий, не укради, в общем, все эти ништяки – для своих, а для чужих, не уверовавших – пожизненные адские муки. Какой уж тут гуманизм... Даже Муссолини и Стресснер, и те были гуманнее – в конце концов, они оставляли для чужаков всего лишь закон, а эти товарищи – сразу адское пламя...

Об этой особенности свидетельствует и полное равнодушие к грехам «своих», содеянным в отношении чужаков. Например, возьмите одно из самых гнусных преступлений церковников – убийство греческой ученой Гипатии. Его идейным вдохновителем был Кирилл Александрийский, которого позднее причислили к лику святых... И почему меня это нисколько не удивляет?

Наверное, можно считать простым совпадением то, что Европа погрузилась во мрак Средневековья параллельно с усилением роли христианства, а ее возрождение началось после того, как религию стали оттеснять на второй план.

Организованные, системные и всеобщие религии оглупляют людей, делая их узколобыми догматиками. Касается это не только христианства. Вот возьмите, например, ислам. Вспомните: многие века именно исламская цивилизация несла свет миру. Ученые, врачи, строители новых городов, математики, инженеры... И вдруг однажды все это исчезло без следа. Так, будто кто-то одним движением руки стер сотни страниц из учебников истории.

Я долго интересовался, почему так получилось? Почему великая цивилизация, веками строившая целые континенты, вдруг опустилась на дно и, преимущественно, пребывает там и сейчас? У меня есть свое мнение по этому поводу, и, конечно, как и любое мнение по столь грандиозному вопросу, – оно лишь мое личное, без претензий на истину в последней инстанции.

Как и в случае с Европой в средние века, и тут необъяснимое исчезновение исламского мира с радаров культуры и цивилизации связано с усилением роли религии. В то время произошло событие, называемое «закрытием иджтихада».

В исламе «иджтихад» – это познание, то есть поиски истины. Иначе говоря, плюрализм мнений, свободное место для дискуссий. «Закрытие иджтихада» означало конец дискуссий. Не осталось вопроса, на который можно было дать альтернативный ответ. Дебаты закончились, шаг влево, шаг вправо – ересь, которая может стоить головы...

«Все, что нужно для человека, есть в Коране, а то, чего нет в Коране, – не нужно». Мир перестал быть многоцветным – догматики не признают иных цветов, кроме черного и белого. Инакомыслие наказуемо, плыть против течения – ересь, белые вороны подлежат уничтожению. А ведь именно белые вороны и несут прогресс миру. Вон, Стив Джоббс ходил в колледж босиком.

Как и в христианском мире, так и тут, – самые продвинутые страны – те, где религия на втором плане, – Турция, Индонезия, Малайзия, Босния... Скажете – просто совпадение. Ну да... Возможно. Но многовато получается совпадений.

Кстати, есть религия, воздействие которой не несет столь тяжких последствий, – иудаизм...

Очень часто многие люди задаются вопросом: почему евреи такие умные? Ответ, как правило, один: из-за того, что их преследовали в Европе. Соответственно, они должны были быть умнее, сильнее, организованнее, просто для того, чтобы выжить. Я полностью согласен с этим мнением, за одним исключением – это лишь одна из причин. А есть еще и другая.

Я понял о ней совсем случайно, оказавшись волею судеб в одном самолете с моим старым-престарым знакомым – набожным грузинским евреем, который много рассказывал мне как о жизни в Израиле, так и об иудаизме. И вот он сказал мне нечто очень запомнившееся: «В иудаизме истину знает только Бог, и ни одному человеку это не дано»...

В этой вычурной фразе – простой смысл. В иудаизме нет абсолютной нормы. Нет догм, которые невозможно оспорить, нет человека, который своим авторитетом может заставить всех прогнуться под его мнение.

Истину знает только Бог – на обычном языке это означает, что ни один смертный не может считаться непогрешимым. Нет запрета на различные толкования, и нет никого, кто бы имел право стукнуть по столу и сказать: «Моя версия иудаизма – единственно верная, за все остальное будем рубить головы».

Ведь неслучайно именно в иудаизме такое огромное количество направлений, которым не могут похвастаться другие, куда более массовые верования.

Вот где один из секретов такой концентрации гениальности на душу населения. В спорах рождается истина. И не только истина – но и мозги, способные эту истину генерировать…

Скорее всего, мир идет к европейской модели религиозности, когда вера – это выбор конкретного человека, а не обязательство масс. Когда священники занимаются делами духовными, не вмешиваясь в дела мирские. И когда религия мирно соседствует с плывущими против течения белыми воронами, не пытаясь приручить их...

А пока – поздравляю всех со светлым праздником Сол Инвиктус... Да пребудет с вами благодать Солнца Непобедимого…

P.S. Все вышесказанное – исключительно мое персональное мнение, не претендующее на роль истины в последней инстанции. И уж совершенно точно оно не является мнением редакции «ЭК». Это к сведению любителей бросаться камнями из чувства любви к ближнему...

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции