В Грузии дан старт строительству глубоководного порта Анаклия. На церемонии «закладки первого камня» премьер-министр Георгий Квирикашвили назвал проект «самым большим проектом Грузии XXI века». Порт Анаклия может стать рядовым, предостерегают грузинские экономисты.
Холодная зимняя погода у моря не помешала премьер-министру Грузии Георгию Квирикашвили и другим участникам церемонии уже в самом начале строительства глубоководного порта Анаклия узреть яркое будущее:
«Этот порт на карте Шелкового пути укрепит позиции Грузии. Этот порт даст возможность принимать самые большие суда и идти в ногу с растущей динамикой контейнерных и других перевозок в регионе. Не только жителям этого региона, но и всей Грузии этот порт предоставит возможность начать собственный бизнес, начать совсем новое дело, несколько тысяч человек будут трудоустроены сначала на строительстве, а потом…» – тут Георгий Квирикашвили прервал свою речь, затем добавил:
«Сегодня даже очень сложно рассчитать тот эффект, который принесет этот порт нашей экономике. И это – реальность».
Your browser doesn’t support HTML5
Как действительную картину будущего описывали масштабность будущего порта и другие участники мероприятия. В их числе – один из соинвесторов проекта, основатель «TBC Банка» Мамука Хазарадзе:
«На первом этапе будут осуществлены инвестиции в размере 600 миллионов долларов США. Это означает, что через три года мы здесь увидим большие суда, заход которых сегодня, к сожалению, невозможен. Анаклия станет хабом, соединяющим Север с Югом, Восток с Европой. А за портом Анаклия будет построена свободная индустриальная зона с предприятиями, чтобы развивалась промышленность».
На строительство рассчитано потратить 2,5 миллиардов долларов. Крупнейшая американская компания SSA Marine станет оператором терминала в будущем порту. Соответствующее соглашение было оформлено 1 августа между представителями компании и правительством страны.
Еще одна американская компания – «Конти» – собирается разбить новый город «Анаклия Сити».
Об этом грузинское общество уже наслышалось еще шесть лет назад, во времена правления «Нацдвижения». Правда, тогда этот новый город президент Михаил Саакашвили называл Лазикой. Там даже начали строить Дом юстиции и другие административные здания, но вскоре строительство пришлось свернуть из-за недостатка инвестиций, да и приближающиеся выборы ему не слишком способствовали.
Многие помнят, как основатель правящей ныне силы «Грузинская мечта» Бидзина Иванишвили, в бытность кандидатом в премьер-министры, заявил перед выборами о том, что «город Лазика построен не будет».
Тем не менее очень скоро важность строительства глубоководного порта признал учрежденный по инициативе Иванишвили Фонд соинвестирования.
И тогда, и сейчас часть специалистов предостерегали и предостерегают грузинские власти – не переусердствуйте и не преувеличьте ожидания, что порт Анаклия спасет грузинскую экономику. Директор центра анализа и прогнозирования Университета Ильи экономист Вахтанг Чарая сомневается и в том, что Грузинская железная дорога способна осуществить успешное строительство дополнительного 18-километрового участка, ведущего к порту:
«Не стоит забывать, что у нас на ЖД уменьшается грузооборот, как и в портах. Строительство нового порта в еще большей степени перехватит нагрузку у других (грузинских портов). Если грузооборот по железной дороге не увеличится, это тоже создаст проблемы, в том числе порту Анаклия, у которого пока и клиентов-то нет. Если к этому еще добавить проект «Баку-Тбилиси-Карс», который и так отнимает потенциальную нагрузку у Грузинской железной дороги, то отрезок Анаклия действительно стоит перед большими вызовами».
Но при правильном менеджменте, спешит отметить Вахтанг Чарая, порт Анаклия действительно может стать хоть и не главной, но важной и прибыльной частью грузинской экономики.
Сами авторы «проекта века» рассчитывают, что после завершения строительства в 2020 году пропускная способность грузов в порту достигнет 100 миллионов тонн.