Сегодня в конференц-зале Министерства иностранных дел Абхазии глава внешнеполитического ведомства республики Даур Кове дал пресс-конференцию. Причем перед ее началом он поздравил собравшихся с наступающим Новым годом, и все подняли по бокалу шампанского.
В отчете о проделанной в 2017 году работе, часть которого прозвучала на абхазском, а часть – на русском языках, министр подробно остановился на том, как развивались отношения республики с Российской Федерацией, другими дружественными государствами. Даур Кове подчеркнул: «Во внешней политике Абхазия ориентируется на поддержку стратегического союзника – Российскую Федерацию, которая помогает нашему государству уверенно двигаться вперед и обеспечивает прочную безопасность Республики Абхазия в сложных геополитических условиях».
Your browser doesn’t support HTML5
Отдельно глава внешнеполитического ведомства Абхазии отметил, что МИД отстаивает общую, согласованную позицию на единственной международной площадке, на которой сегодня представлена наша страна, – Женевских международных дискуссиях. «В нашей республике сложилось достаточно скептическое отношение к женевскому формату урегулирования грузино-абхазского конфликта. Связано это, прежде всего, с тем, что за долгие годы работы Женевских дискуссий отсутствуют какие-либо серьезные подвижки в полномасштабном политическом урегулировании. Если оценивать перспективы женевского процесса, то здесь необходимо отметить, что данный формат политического урегулирования носит длительный характер, и мы нацелены на конкретный результат вне зависимости от того, сколько времени на это потребуется. В политическом плане основная задача абхазской стороны заключается в подписании с Грузией юридически обязывающего соглашения о невозобновлении боевых действий. При этом мы стараемся трезво оценивать перспективы принятия подобного соглашения и понимаем, что это процесс достаточно сложный, кропотливый и требующий серьезных усилий от всех участников», – сказал Даур Кове. Он также напомнил, что с 2008 года Женевские дискуссии остаются единственным официальным международным форматом, в котором Республика Абхазия принимает полноценное участие. При этом, как с сожалением отметил Кове, все остальные международные площадки для Абхазии пока полностью закрыты.
Поскольку большинство визитов государственных делегаций, заключенных соглашений, о которых шла речь, достаточно подробно освещались в течение года в СМИ, я решил остановиться на тех событиях, которые не получили ранее должного освещения. Так, рассказав о визите делегации Абхазии в Сирию и ответном визите представителей руководства Сирии в Абхазию, Даур Кове продолжил:
«Другим государством ближневосточного региона, с которым мы продолжаем налаживать неформальные контакты, стал Израиль. 8 ноября состоялась моя рабочая поездка в государство Израиль. Там я принял участие в международном круглом столе, который прошел в тель-авивском университете. Следует отметить, что в работе круглого стола приняли участие известные в Израиле общественные деятели, представители экспертного и научного сообщества, правозащитники. Кроме того, был предоставлен эфир на двух государственных радиоканалах – «Решетдэп» и «Рэка». Сразу после эфира на радиостанции «Рэка», буквально в течение часа, руководству этой радиостанции позвонил посол Грузии в Израиле с претензиями: почему руководство радиостанции предоставило эфир министру иностранных дел Республики Абхазия? Причем сравнив это с тем, что, как сказал посол, «в Тбилиси мы предоставим слово представителю «Хамас». Руководитель радиостанции ответил: «Уважаемый посол, мы вас услышали, но мы сами принимаем решения, что интересно Израилю, а что нет».
В этом году был дан новый импульс контактам Республики Абхазия с Европой. Рассказывая о западноевропейском направлении работы ведомства, министр подробно остановился на налаживании связей в Италии, о поездках туда замминистра Кана Тания, а потом продолжил:
«В этом году состоялась также поездка во Францию. В ходе этой поездки в Париже прошла встреча с депутатом Национального Собрания Франции, лидером партии «Вставай, Франция!» Николя Дюпон-Эньяном. Мы подробно проинформировали о политической, социально-экономической и гуманитарной ситуации в Абхазии и о текущих событиях в регионе. В лице этого депутата, лидера партии, мы нашли дружественного нам союзника, понимающего наши цели и устремления. Им была отмечена необходимость преодоления информационной, культурной, гуманитарной изоляции Абхазии».
Говоря о контактах Абхазии с международными организациями для решения различных проблем, Даур Кове с недоумением отметил склонность некоторых должностных лиц Грузии приписывать себе заслуги в этом решении. В частности, он говорил о госминистре Грузии по вопросам примирения и гражданского равноправия Кетеван Цихелашвили, которая полтора года назад сменила на этом посту Паату Закареишвили. Кове сказал:
«Любой позитивный момент, который происходит у нас, допустим, в работе с международными структурами, они стараются приписать себе как некое свое достижение. Хотя я неоднократно говорил, и на Женевских дискуссиях в том числе, о том, что нельзя подобным образом преподносить ту или иную информацию, выставляя ее как некую свою победу, своего ведомства. Только для того, чтобы показать своему обществу: «Смотрите, какие мы молодцы, как хорошо работаем и не зря тратим государственные деньги!» Что касается ведомства госпожи Цихелашвили, это отдельная история, но могу только сказать, что зачастую те заявления, которые непосредственно делаются госпожой Цихелашвили – тут и Женевский формат, и гуманитарные программы, – приводят к тому, что мы многие программы можем просто остановить. Чтобы кто-то преподносил как некое свое достижение ту работу, которая ведется очень кропотливо и никакого отношения к Грузии не имеет, – ну, это неправильно».
Отвечая на вопросы журналистов, министр вернулся к этой теме и привел пример про «жучков-паучков» – международные структуры пообещали помощь Абхазии в борьбе с сельхозвредителями, в частности, мраморным клопом, но грузинские СМИ сообщают об этом как о благодеянии грузинской стороны.
В ходе ответов на вопросы Даур Кове сообщил, что демонтированный в шотландском городе Килмарнок мемориал, который был возведен в память о погибших во время Отечественной войны народа Абхазии 1992-1993 гг., восстановлен. «На прошлом раунде сопредседатели Женевских дискуссий довели до нас информацию о том, что они связывались с МИДом Великобритании, где было сказано, что памятник возвращен на место в первоначальном виде», – сказал Кове. По его словам, реакция на демонтаж памятника после усилий посла Грузии в Великобритании даже в грузинском обществе была неоднозначной, о чем можно судить по отзывам в социальных сетях. Министр подчеркнул, что нельзя играть на таких вещах, как память, и назвал подобные действия кощунством.
Кроме того, министр рассказал о взаимодействии МИДа Абхазии с университетом МИДа России МГИМО. Даур Кове проинформировал, что ежегодно МИД РА получает в МГИМО пять целевых мест для абхазских абитуриентов. «На встрече с ректором Абхазского государственного университета Алеко Гварамия, – сказал министр, – мы пришли к обоюдному решению, что со следующего учебного года экзамены для наших абитуриентов в МГИМО будут проводиться в АГУ. Мы отходим от практики проведения приемных экзаменов на базе МИДа РА. С учетом того, что у нас есть высшее учебное заведение с хорошим профессорско-преподавательским составом, я считаю это нецелесообразным. Теперь все лимиты, которые придут, мы направим в университет. Там организуют приемную комиссию и проведут отборочные экзамены. По их итогам будут отобраны пять человек, которых мы направим в МГИМО».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия