В ходе очередной спецоперации СГБ Грузии в Панкисском ущелье задержаны четыре человека, еще один арестован в Тбилиси. Им вменяют в вину пособничество террористическому отряду Ахмеда Чатаева. Сегодня же Служба госбезопасности назвала имена убитых в ходе ноябрьской спецоперации в Тбилиси. Однако информация о спецоперации в Панкиси и новые подробности по делу Чатаева позволили многим грузинским наблюдателям заговорить о новых террористических угрозах, и не только.
Телавские врачи и в эти минуты борются за жизнь 19-летнего Темирлана Мачаликашвили. Житель села Омало Панкисского ущелья был ранен на рассвете в голову в собственном доме, оказав сопротивление отряду спецназначения. Его обвиняют в пособничестве группе Ахмеда Чатаева, ликвидированной в ходе спецоперации в Тбилиси 22 ноября. Но мать Мачаликашвили Медея отказывается верить версии СГБ:
«Какое сопротивление мог оказать мой сын, когда неожиданно взломали дверь. Он бы испугался, ведь он лежал и спал, когда они ворвались и сразу же выстрелили. А Чатаева я в глаза не видела, но слышала о нем».
Your browser doesn’t support HTML5
По заявлению СГБ, Мачаликашвили намеревался взорвать ручную гранату, поэтому «спецназом была применена пропорциональная сила». Задержание еще трех жителей сел Омало и Дуиси, одного из которых обнаружили в Тбилиси, обошлось без кровопролития. Их фамилии, а также текст обвинения огласила пресс-спикер СГБ Нино Гиоргобиани. Темирлана Мачаликашвили, Зураба Горнакашвили, Руслана Алдамова, Рамаза Маргошвили, Бадура Чопанашвили обвиняют в финансировании терроризма, пособничестве террористической деятельности другими материальными средствами и ресурсами, что повлекло за собой тяжелые последствия (статья 331 УКГ):
«Эти лица помогали Ахмеду Чатаеву и его сообщникам в перемещении по территории Турции до границы с Грузией, до т.н. зеленого коридора Кирнати-Марадиди в Аджарии. Эти же люди помогли преступной группе незаконно попасть через этот участок в Грузию».
Далее пресс-спикер СГБ Нино Гиоргобиани сообщила новые подробности ноябрьской спецоперации:
«Ахмед Чатаев и его сообщники планировали теракт в Грузии и в Турции. Их целью было атаковать дипломатические миссии».
В ходе брифинга Нино Гиоргобиани не раз отметила, что грузинским спецслужбам помогают вести расследование американские коллеги. Именно благодаря их усилиям стали известны личности, ликвидированные впоследствии в ходе спецоперации в Тбилиси. Это граждане России Ибрагим Адашев и Аслан Бек-Солтахматов.
По ее словам, также был задержан гражданин России Шуаи Борзиев, разыскиваемый Интерполом по обвинению в терроризме. В СГБ сообщили, что следствие продолжается. Дождаться его итогов советовали сегодня общественности и представители правящей силы «Грузинская мечта». Вот что заявила глава парламентского комитета по правам человека Софио Киладзе:
«Думаю, проведенная спецоперация (в Панкиси) была эффективной. Государству приходится идти на такие шаги лишь ради того, чтобы люди в нашей стране были защищены, и чтобы не был нанесен вред общественной безопасности и правопорядку».
В «Нацдвижении» версию СГБ назвали неубедительной. Один из лидеров бывшей партии власти Заза Бибилашвили считает, что покровителем группы Чатаева был очень сильный и высокопоставленный чиновник. На промахи спецслужб и на множество вопросов, не имеющих ответов, указывают и в другой оппозиционной партии – «Европейская Грузия». Говорит депутат Георгий Тугуши:
«Очень важно, чтобы все детали были уточнены. Важно, чтобы наши спецслужбы работали над предотвращением таких случаев. Мы увидели, что существует огромная опасность, знаем, что у Грузии с точки зрения безопасности много вызовов. И очень важно, чтобы на все вопросы был дан ответ».
У кавказоведа Алеко Квахадзе в числе прочих есть вопросы и по поводу одного из задержанных. По его словам, житель села Омало Бадур Чопанашвили два года назад был задержан вместе с Аюбом Борчашвили. Борчашвили был осужден на 14 лет за связь с ИГИЛ, но Чопанашвили отпустили, хотя он находился под пристальным вниманием спецслужб:
«Как случилось, что человек, находившийся под контролем (спецслужб), смог содействовать Чатаеву, человеку, разыскиваемому в таких масштабах?»
После поражения отрядов ИГИЛ в Сирии и Ираке начался процесс возвращения домой его членов, граждан России. А их кратчайший путь домой лежал через Грузию:
«И с Турцией, и с РФ у нас безвизовый режим, особенно это относится к выходцам из северокавказских республик. Есть большая вероятность того, что боевики воспользуются Грузией как коридором, будут это легальные пути или нелегальные. По возвращении на родину они негативно влияют на местное население, способствуют рекруту. На них смотрят, как на героев. Еще одна опасность – это Россия. Не надо забывать, что она уже давно утверждает, что в Панкисском ущелье идет подготовка террористов и что там существует какой-то мифический лагерь террористов. А с учетом российской доктрины, позволяющей ей использовать военную силу на территориях других государств, есть опасность, что Москва может воспользоваться этим и более агрессивно начать вмешиваться во внутренние политические дела Грузии».
По мнению Алеко Квахадзе, СГБ и другие профильные ведомства должны усилить работу по предотвращению таких фактов, особенно в уязвимых регионах Грузии, в которых проживают мусульманские общины. И, конечно, продолжить активное сотрудничество с американскими и другими зарубежными странами, у которых большой опыт контртеррористической деятельности.