Александра и Батуру в Тбилиси знают многие. Александр – пожилой мужчина, который уже много лет просит подаяние на углу бывшей улицы Белинского. Батура – добродушная упитанная собака, которая всегда рядом с ним.
9.30 утра. На выходе из станции метро «Руставели» Александра уже ждет Батура. У нее мягкая длинная шерсть рыжего окраса с белыми и черными вкраплениями, печальные «собачьи» глаза и влажный нос, которым она тыкается в ноги своего друга, для того чтобы он погладил ее. Александр живет в спальном районе и каждый день приезжает в центр, где его, как по расписанию, встречает собака.
Your browser doesn’t support HTML5
Впервые Александр и Батура встретились шесть лет назад. Батуре было три месяца. Она, как и Александр, только начинала учиться выживать на улице. Как рассказывает Александр, незадолго до этого его сын запил, продал квартиру, переехал с отцом в другую, а позже лишился и ее. Идти было некуда – Александр, по его словам, около месяца был вынужден ночевать на улице, где к нему и привязался щенок. Вскоре он обосновался в подвальном помещении, восьми квадратах на окраине города, где продолжает жить до сих пор.
«Я бы хотел, чтобы Батура все время была со мной, но у меня нет места. Утром она ждет меня у метро, чуть выше. Как увидит, что я иду, уже бежит навстречу. Соседи рассказывают, что если я вдруг пропущу хоть один день, она с ума сходит».
За это время к Александру и Батуре привязалась еще одна собака – Черна. Сейчас они вместе приходят встречать его к метро. Проходят путь до угла Белинского, где проводят целый день вместе. Часто Александра можно застать за чтением. У него здесь, можно сказать, своя библиотека: рядом букинисты, которые одалживают ему книжки. Его и Батуру в округе знают все. Впрочем, от чувства неловкости, говорит Александр, он так и не избавился за эти годы: он натягивает шапку почти на глаза и не сбривает бороду, не хочет, чтобы его узнавали люди из той, прошлой жизни.
В ней он особо не нуждался, много ездил по Грузии и работал электриком. В 98-м лишился работы, а найти новую так и не сумел. Александр говорит, что социальное пособие, как неимущий, он не получает.
«Думаете, я хочу здесь сидеть? Мне до сих пор стыдно. В начале этого месяца написал заявление в соцслужбу. Через три дня пришла женщина, оценила, как я живу в моих восьми квадратах. У меня там даже газа нет, это подвал, говорят, что нельзя туда газ проводить. Сказали, что к концу месяца будет ответ. Если получу высокие баллы, пособие не назначат».
Когда стемнеет, Александр снова пройдет путь от улицы Белинского к метро. Батура проводит его и пойдет ночевать во двор неподалеку. Там ее хорошо знают. Знают и то, как она привязана к Александру.
«Бывает, спрашивают: «Продаешь собаку?» Я говорю: «Миллион долларов». Миллиона у них все равно нет. Да даже если бы и был – не продал бы. Как друга продать?»