Страсти продолжают бушевать в Панкисском ущелье. Жители Дуиси, где накануне в ходе спецоперации был тяжело ранен молодой человек, сегодня потребовали от грузинских властей разъяснений. С этим же требованием к государству обратился и совет старейшин Панкиси. Сегодня же пятерым задержанным в ходе спецоперации предъявлено обвинение в финансировании и пособничестве терроризму.
«В эти минуты мой сын борется со смертью. В него стреляли, когда он спал», – обратился к собравшимся сегодня в центре Дуиси односельчанам Малхаз, отец тяжело раненного девятнадцатилетнего Темирлана Мачаликашвили:
«Ему выстрелили прямо в лоб, пуля прошла насквозь и попала в стенку. А еще его назвали террористом, такое не происходит в нормальной демократической стране, подложили что-то (гранату) и говорят, что он собирался оказать сопротивление. Я до Страсбурга дойду, но правду своего сына докажу! Что сейчас я скажу, это не касается грузинского народа, я обращаюсь к вышестоящим, к правительству: власти, не думайте, что это вам сойдет с рук!»
Your browser doesn’t support HTML5
Участники ответили гулом одобрения: «Аллах акбар!» В Панкисском ущелье недовольны формой проведения спецоперации, в ходе которой в селах Дуиси и Омало задержали четверых местных жителей. Их обвиняют в пособничестве и финансировании терроризма, а именно, в поддержке группировки полевого командира Ахмеда Чатаева. Группа была ликвидирована в ходе спецоперации в Тбилиси 22 ноября. Как завили в СГБ, Ахмед Чатаев и его сообщники планировали нападения на дипмиссии в Грузии и в Турции.
Разъяснений от властей ждет и совет старейшин Панкиси. После сегодняшнего собрания обращение прочитал глава старейшин Заур Гаумашвили. По его словам, кистинцы выступают не против власти и ее действий для сохранения правопорядка:
«Наше недовольство вызвано примененными формами и методами, в результате которых один молодой человек, Темирлан Мачаликашвили, пребывает в тяжелейшем положении, и останется ли он жив – под большим вопросом. Мы надеемся, что грузинская власть учтет мнение жителей Панкисского ущелья и даст правильное направление данному следственному процессу».
Главная прокуратура сегодня начала расследование по факту ранения Мачаликашвили в ходе спецоперации по статье «Превышение силы при исполнении обязанностей».
Работающая в Панкиси юрист Центра по правам человека Лия Хурошвили указывает на важность объективного и оперативного расследования:
«19 лет парню, и понятно, что все ущелье потрясено случившимся. Имело ли место превышение силы (со стороны спецотряда), и в какой степени, нужно ли было планировать операцию в такой форме – все это должно установить следствие».
За ходом развития событий следит и Народный защитник Нино Ломджария:
«Те обстоятельства, на которые указывают семья раненного и СГБ, – взаимоисключающие. Поэтому в этом процессе очень важна роль расследования. Главная ответственность сейчас ложится на прокуратуру».
Представители следственного органа и других силовых ведомств сегодня заявлений не делали. В здании СГБ задержанным предъявили обвинения. Адвокат одного из них – Бадура Чопанашвили, Дали Бакрадзе сделала заявление для СМИ:
«Мой подзащитный категорически отрицает какую-либо связь с Чатаевым. Для него такое обвинение вообще немыслимо».
Связь с Чатаевым, как и пособничество терроризму, отрицают и другие задержанные. Завтра суд обсудит вопрос избрания меры пресечения для обвиняемых. В случае обвинительного приговора им грозит от 17 до 20 лет или пожизненное заключение.
Часть грузинских наблюдателей уже окрестили спецоперацию по ликвидации группы Чатаева провалом года для грузинских властей в борьбе с терроризмом и безопасностью. Об этом говорится в опросе двадцати экспертов «Итоги 2017 года», проведенном Институтом политики Грузии. Говорит соавтор исследования Мариам Григалашвили:
«Вчерашние события лишь подтвердили опасения профильных специалистов в том, что события в Сирии обязательно отразятся и на Грузии. Сейчас видно, что вопрос стоит очень остро. СГБ нам обещала, что мы получим ответы на возникшие вопросы, но пока их не слышно».
Мариам Григалашвили отмечает, что ссылки на интересы безопасности страны здесь не уместны. Есть вопросы, ответы на которые вправе знать не только жители Панкисского ущелья, но и вся Грузия.