В Абхазии, после новогодней передышки продолжает набирать обороты скандал, связанный с освобождением 25 декабря из Драндской тюрьмы осужденного Верховным судом республики за совершение на территории Абхазии преступлений террористической направленности на 20 лет лишения свободы, но отсидевшего менее семи лет участника вооруженного формирования «Лесные братья», уроженца села Баргяб Гальского района 51-летнего Георгия Лукава. Об этом освобождении абхазской общественности стало известно из сообщений грузинских СМИ.
И сразу же в соцсетях появились отрывки из показаний свидетелей на судебном процессе по его делу, рассказы о том, что это садист, жестоко пытавший абхазских военнослужащих, взятых в плен. Например, как он протыкал ударом ножа снизу вверх челюсть, и нож вонзался пленному в нёбо.
Вот, в частности, какой пост разместил вчера абхазский общественно-политический деятель Нугзар Агрба:
Your browser doesn’t support HTML5
«Передача грузинской стороне гражданина Грузии Лукава Г., отбывавшего в Драндской тюрьме наказание за преступления, совершенные против абхазского народа, не имеет оправдания. Выдача преступников – право государства, но не его обязанность. Обязанностью она становится лишь при наличии двустороннего договора о взаимной правовой помощи по уголовным делам. Как известно, два независимых государства (Абхазия и Грузия) вот уже на протяжении 25 лет находятся в состоянии войны, не подписан договор о мире. В то же время существует мировая практика обмена военнослужащими, которая может осуществляться в виде исключения, в зависимости от вида и состава преступления. Гарант Конституции совершил большую ошибку, дав согласие на освобождение матерого преступника, который жестоко убивал плененных бойцов абхазской армии. Из какой политической целесообразности и конкретной ситуации исходили руководство и их советчики, принимая данное незаконное решение? Совсем недавно, на встрече с президентом Южной Осетии, на вечере, посвященном приему делегации, звучала величественная абхазская народная песня «О ранении». Спрашивается, почему в реальной жизни стали забывать о незаживающих ранах, нанесенных войной и соплеменниками бандита Лукава нашему народу?»
Развернулась бурная дискуссия, в которой большинство поддержало автора поста, но некоторые вступили с ним в полемику. Одна из комментаторов изложила свою позицию так:
«Не говорите слов, за которые потом, в случае чего, будет стыдно смотреть в глаза. Идеальных людей нет, и политиков тоже. Я вижу здесь две группы – одни готовы за малейшую оплошность судить страшным судом президента, другие все принимают как есть. Но сколько бы ни писали и ни гадали, у этого поступка есть мотив и цели. Верным был этот расчет или нет, покажет время... В самом верху сидят грамотные политики, такие же абхазы, как и мы с вами, я уверена, они имели резоны для этого политического решения».
Информация, данная в связи с освобождением Лукава в конце декабря СГБ Абхазии, возмущенных не удовлетворила. Они ждали разъяснений главы государства. Сегодня, в совершенно неурочное для обычной рассылки таких писем время, во втором часу ночи, было распространено заявление пресс-службы президента Абхазии. Утром его опубликовали интернет-издания. В нем, в частности, сказано:
«В связи с развернувшейся в обществе полемикой по вопросу передачи заключенного, приговоренного Верховным судом Республики Абхазия в 2012 году к 20 годам лишения свободы общего режима Г. Лукава, грузинской стороне, заявляем: 25 декабря 2017 года на грузино-абхазской границе абхазская сторона передала Грузии Лукава Г. Данная акция являлась составной частью процесса обмена заключенными, который был начат по просьбе руководства Республики Южная Осетия.
В результате событий 2008 года в ходе вторжения грузинских войск были захвачены граждане Южной Осетии, которых впоследствии в Грузии осудили на длительные сроки заключения, в том числе и пожизненные. Между абхазской, осетинской и грузинской сторонами были достигнуты договоренности по обмену заключенными.
Обращаем внимание, что Лукава Г. значился в списке подлежащих обмену, предоставленном грузинской стороной, но передача его была на тот период приостановлена. Впоследствии на него и еще одного заключенного Гуинашвили Г. Л., переданного Республикой Южная Осетия, был произведен обмен на Роланда Жиба, скрывавшегося в Грузии и подозреваемого в убийстве Квициния Б.».
Администрация президента напомнила обществу, что в Грузии на протяжении многих лет скрываются от наказания ряд лиц из числа граждан Абхазии, совершивших тяжкие преступления, в том числе убийца российского дипломата Дмитрия Вишернева:
«Абхазская сторона делает все для выдачи этих людей. Эти вопросы ставятся на всех уровнях и встречах, проходящих в рамках МПРИ и Женевских дискуссиях. Возможно, кого-то не устраивает тот факт, что граждане Абхазии, совершившие преступления и скрывающиеся в Грузии, должны передаваться в Абхазию и нести наказание в соответствии с нашим законодательством».
В сообщении также говорится, что за период после окончания войны грузинской стороне передан ряд лиц, совершивших на территории Абхазии преступления различного рода тяжести, такие как Гогохия, Угрехелидзе, Кекелия, Герхелия, Мамасахлиси и другие.
«В тот период это не вызывало каких-либо возражений или недопонимания со стороны тех, кто сегодня пытается нагнетать ситуацию. Мировая практика обмена заключенными имеет место в межгосударственных отношениях и является одним из инструментов решения их проблем. На основании изложенного обращаемся к гражданам страны с просьбой проявлять спокойствие и не поддаваться провокационным призывам», – говорится в сообщении пресс-службы президента.
То, что такое заявление должно было последовать еще до Нового года, факт, думаю, неоспоримый. Но вряд ли это что-нибудь изменило бы в настроениях возмущенных.
Сегодня они собрались на митинг перед администрацией президента Абхазии. Начало его было намечено на час дня, но открыли митинг лишь спустя минут сорок пять. Сделал это общественно-политический деятель, депутат абхазского парламента первого созыва Давид Пилия. Затем он предоставил слово парламентарию Раулю Лолуа. Тот рассказал о запросах, посланных парламентом в Генпрокуратуру и СГБ, и том, что до Нового года ответы на них так и не были получены. В первый же рабочий день (5 января), сказал он, депутаты соберутся и продолжат выяснение того, кем и как принималось возмутившее общественность решение.
Один из участников митинга выкрикнул про Георгия Лукава:
«Этот Лукава теперь будет учить, школу террористическую откроет там».
Рауль Лолуа на это отозвался:
«Сегодня Лукава говорит, что Абхазию надо брать силовым путем, дает интервью в Грузии. Он запросто сюда придет, кого-то из нас похитит или убьет. Сегодня я, как и вы все, хочу услышать ответ: кто все-таки отпустил Лукава, кто?»
После выступления председателя партии «Айнар» Тенгиза Джапуа слово снова взял Давид Пилия:
«Мы не все себе хорошо представляем материалы уголовного дела, которое расследовала Военная прокуратура. Но из отдельных рассказов до нас доходит информация о том, что Лукава совершал страшные злодеяния. Он собственноручно обезглавливал пойманных ребят, наших офицеров, которые служили на границе, собственноручно расчленял людей и пересылал их сюда на территорию Абхазии. И тот факт, что здесь находится дочь убитого этим негодяем, этим извергом, – это все вы видите, вот она стоит здесь. Я знаю из социальной сети, как одна женщина, обращаясь ко всем, говорит: «Будьте прокляты вы все, кто руку приложил к его освобождению». Худшего проклятия к Новому году не придумаешь просто».
По требованию митингующих перед ними выступил глава администрации президента РА Даур Аршба.
Между тем в пятом часу вечера Генпрокуратура республики распространила сообщение, в котором, в частности, говорится:
«25 декабря 2017 года Георгий Лукава в соответствии с Указом президента Абхазии был освобожден от дальнейшего отбывания наказания, и последний передан грузинской стороне по ранее достигнутым в переговорном процессе соглашениям по обмену заключенными. В соответствии со статьей 79 Уголовного кодекса Абхазии помилование осуществляется президентом страны в отношении индивидуально определенного лица».
В семь часов вечера должно было начаться внеочередное заседание сессии парламента, на которое приглашены для отчета представители исполнительной власти, имевшие отношение к освобождению Лукава. Митингующие переместились к зданию парламента.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия