Свой вчерашний репортаж на «Эхе Кавказа» о митинге протеста под окнами администрации президента Абхазии и прочих событиях, связанных с недовольством освобождением и передачей грузинской стороне в предновогодние дни осужденного на 20 лет Георгия Лукава, я закончил словами о том, что в семь вечера в тот выходной должно было начаться экстренное заседание сессии парламента Абхазии по данному вопросу.
Кстати, напомню, что в начале митинга, около двух часов дня, депутат парламента Рауль Лолуа сказал, обращаясь к собравшимся, что его коллеги-парламентарии в первый же рабочий день года, то есть в пятницу 5 января, собираются продолжить разбирательство всех обстоятельств дела. Но, видимо, затем парламентарии пришли к выводу, что общественность их просто не поймет, если в ситуации, когда соцсети и участники митинга, что называется, кипят, они будут продолжать новогодний отдых. Поэтому через некоторое время Лолуа объявил:
«Чтоб вы знали, люди, которые тут собрались, мы собираем депутатов парламента. Будем просить, чтобы нам принесли все материалы дела по Лукава. Постараемся депутатов всех пригласить. Нас 35 человек. Я думаю, что все соберутся по этому вопросу, будем обсуждать открыто все материалы, которые есть. Эти материалы есть в МВД и других учреждениях, их несложно будет нам привезти».
Your browser doesn’t support HTML5
Всех 35 парламентариев собрать, конечно, не удалось, такое практически не бывает и при проведении заранее запланированных заседаний сессий. В заседании участвовало 24 депутата; причем про некоторых отсутствовавших можно сказать, что они наверняка находились за пределами Абхазии, иначе бы точно пришли.
Открывая заседание сессии, спикер парламента Валерий Кварчия проинформировал, что создана соответствующая комиссия, призванная разобраться в ситуации. В нее вошли семь депутатов: Рауль Лолуа (председатель), Илья Гуния, Валерий Агрба, Алхас Джинджолия, Дмитрий Дбар, Инал Тарба, Астамур Логуа.
По словам приглашенного на заседание министра внутренних дел Абхазии Гарри Аршба, Георгий Лукава указом президента, на основании статьи 53 Конституции Республики Абхазия был помилован еще 27 января 2017 года, что освобождало его от дальнейшего отбытия наказания. Передача Лукава грузинской стороне была осуществлена на основании международных договоренностей между Южной Осетией, Абхазией и Грузией. Верховным судом РА Георгий Лукава был признан виновным в совершении преступлений, и ему назначено максимальное по срокам наказание в виде 20 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, со штрафом в размере 225 000 рублей в доход государства.
Генеральный прокурор Абхазии Зураб Ачба отметил, что акт помилования – статья 53 Конституции Республики Абхазия, пункт 23 – исключительное право президента республики. В данном случае президент воспользовался этой статьей и своим указом помиловал Лукава для последующего обмена. Ачба продолжил:
«С юридической, правовой точки зрения, что сам указ президента законен, это я вам подтверждаю, так как это конституционное право президента – помиловать его. Далее. Что касается комиссии по помилованию, здесь было сказано… Если бы была комиссия по помилованию, то было бы ходатайство самого осужденного. И в этом случае я как генеральный прокурор должен был бы дать заключение, то есть или согласен, или не согласен с данным актом. Учитывая то, что в данном случае никакого ходатайства не было, комиссии, естественно, не было, насколько я знаю, президент воспользовался своим правом помилования».
Когда ему был задан вопрос, может ли такой преступник, как Лукава, быть помилован, генеральный прокурор Абхазии ответил, что «любой может быть помилован, если это в интересах государства».
У вице-президента Абхазии Виталия Габния, также пришедшего на заседание, поинтересовались, мог ли президент единолично принять решение о помиловании Лукава. Он ответил:
«Абхазия – президентское государство, у президента широкий круг полномочий. Я сейчас сам разбираюсь в этом процессе, так как он лежит за зоной моей прямой ответственности. Государственная комиссия является рекомендательной для президента, последнее слово за президентом. Были случаи, когда комиссия принимала решение о досрочном освобождении, президент не поддерживал. Если мы отдали человека, судимого за столь тяжкие преступления, и не знали об этом, тогда нужно сказать о том, что была допущена ошибка и должны быть за это ответственные, это не всегда один человек. Я поддерживаю создание комиссии».
Пару раз заседание переходили на закрытый режим обсуждения, и журналисты в это время топились в коридоре. Не раз также полемические диалоги между некоторыми парламентариями переходили в весьма острую фазу, и в них использовались отнюдь не только парламентские выражения.
После многочасового изучения деталей выдачи Георгия Лукава грузинской стороне, в которой участвовали также руководители СГБ и Верховного суда, около двух часов ночи, к собравшимся у здания парламента вышли депутаты.
По словам депутата Рауля Лолуа, есть обращение президента Южной Осетии президенту Абхазии о том, чтобы посодействовать возвращению в РЮО военнослужащих, находившихся в заключении в Грузии. В итоге было передано семь человек, еще один (Лукава) с задержкой на год. Лолуа продолжил:
«У депутатов сформировалось несколько вопросов. Имел ли право президент страны по Конституции, по законам нашим единолично подписать закон о помиловании. Здесь пока мы на этот вопрос ответа не получили, пока такое заключение вынести не смогли. Для этого нам надо еще и завтра поработать. И затем будет уже заключение о правомерности передачи Лукава грузинской стороне».
Лолуа добавил, что, по другим данным, есть процедура помилования, в которой участвуют вице-президент, представители силовых структур: генеральной прокуроры, Минобороны, Службы государственной безопасности и Министерства внутренних дел, и «мы установили, что этих процедур не было».
Парламентарий Омар Джиндолия сказал, что к изучению вопроса решено привлечь независимых юристов. А представитель оппозиционной партии «Амцахара» Мизан Зухба заявил с крыльца здания парламента:
«Если завтра мы не увидим конкретных действий со стороны президента, если он не выйдет и не объяснится с народом, мы оставляем за собой право собрать людей, и мы это будем делать».
Депутаты заверили, что в пятницу 5 января комиссия представит свое заключение по вопросу правомерности помилования Георгия Лукава президентом Абхазии.
На Абхазском телевидении, пока шло экстренное заседание сессии, прозвучало жесткое заявление политсовета партии «Амцахара», а затем в ходе политического ток-шоу с ведущим Валерием Кураскуа долго дискутировали защищавшие в данной ситуации позицию властей Темур Надарая, Гиви Габния, Дамей Квициния и др. и обвинявшие ее Давид Пилия, Ирина Агрба и др.
Весьма резкое заявление распространила группа депутатов парламента первого созыва (1991-1996 гг.) Олег Дамения, Климентий Джинджолия, Станислав Лакоба и Давид Пилия: «Вопиющий факт передачи властями Абхазии одиозного грузинского террориста Лукава не поддается никакому оправданию. Такие действия еще больше обострили общественно-политическую обстановку в стране. Вопреки официальным правовым процедурам, за спиной народа принимается, по своей сути, преступное решение, которое повергло в предновогодний шок все наше общество. Вместо того чтобы принять адекватные меры по расследованию обстоятельств и привлечения к ответственности виновных лиц, руководство пытается ввести людей в заблуждение и обеспечить свою безопасность с помощью силовых структур. Целый ряд кадровых назначений, закулисные альянсы вызывают обеспокоенность в вопросах безопасности нашего государства. Все это происходит под диктовку отдельных сомнительных чиновников, которые преследуют свои меркантильные интересы, прикрываясь патриотической риторикой».
А сегодня было опубликовано обращение к народу Абхазии президента Южной Осетии Анатолия Бибилова. В нем сказано:
«Дорогие братья абхазы! С тревогой наблюдаем за разворачивающимися в последние дни событиями в братской Абхазии, связанными с процедурой обмена заключенными, имевшими место в конце прошлого года. Решения руководства Абхазии по освобождению граждан Грузии в обмен на граждан Южной Осетии, отбывающих пожизненные сроки заключения в Грузии, были приняты по просьбе руководства Южной Осетии. Мы не могли предполагать, что удовлетворение данного прошения может привести к подобным последствиям, приведшим к внутриполитическому обострению. Хочу напомнить, что аналогичное прошение с вашей стороны также было удовлетворено. Это соответствует духу наших братских взаимоотношений и в целом международной практике. Южная Осетия дорожит дружбой и братскими отношениями с Республикой Абхазия. Мы очень надеемся на то, что помощь братскому осетинскому народу, проявившаяся в доброй политической воле президента Р. Д. Хаджимба, не станет причиной общественно-политической напряженности в Абхазии».
Кстати, появилась даже информация, что Бибилов собирается лично приехать в Абхазию, чтобы поддержать своего абхазского коллегу.
В парламенте Абхазии сегодня провели ряд встреч по обсуждаемому вопросу, в частности, с бывшим и действующим министрами иностранных дел республики Вячеславом Чирикба и Дауром Кове, полномочным представителем президента Абхазии по связям с международными организациями Зурабом Лакербая.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия