Президент Южной Осетии Анатолий Бибилов обратился с письмом к народу Абхазии по поводу митингов протеста против освобождения гражданина Грузии Георгия Лукава, осужденного в Абхазии по обвинению в диверсионно-террористической деятельности.
Письмо президента Южной Осетии было опубликовано в государственных СМИ Абхазии. По словам Бибилова, решение руководства Абхазии по освобождению граждан Грузии в обмен на граждан Южной Осетии, отбывающих пожизненные сроки заключения в Грузии, было принято по просьбе руководства Южной Осетии.
«Мы не могли предполагать, что удовлетворение данного прошения может привести к подобным последствиям, приведшим к внутриполитическому обострению. Хочу напомнить, что аналогичное прошение с вашей стороны также было удовлетворено. Это соответствует духу наших братских взаимоотношений и в целом международной практике», – пишет Анатолий Бибилов.
Your browser doesn’t support HTML5
Он отметил, что Южная Осетия дорожит дружбой и братскими отношениями с Республикой Абхазия.
«Мы очень надеемся на то, что помощь братскому осетинскому народу, проявившаяся в доброй политической воле президента Рауля Хаджимба, не станет причиной общественно-политической напряженности в Абхазии», – подчеркнул в своем письме Бибилов.
За процедурой обмена заключенными наблюдают и в югоосетинском экспертном сообществе. Говорит югоосетинский обозреватель Юрий Вазагов:
«Что касается обращения президента Южной Осетии в связи с освобождением грузинского диверсанта, то предыстория этого вопроса такова: этот процесс обмена заключенными начался еще при президенте Леониде Тибилове, и этот процесс фактически начала осетинская сторона в 2012 году. 31 декабря был помилован Тибиловым и передан грузинской стороне бывший министр экономики администрации Дмитрия Санакоева Теймураз Джерапов, он был освобожден в одностороннем порядке. В марте 2015-го состоялся этот обмен на границе Грузии и Абхазии – Грузия выдала трех югоосетинских заключенных, а Южная Осетия передала Грузии Игоря Пухаева, обвинявшегося в сотрудничестве с администрацией Д. Санакоева. При этом Тибилов амнистировал Пухаева, над которым судебный процесс не завершился, до объявления приговора гражданину Грузии, обвинявшемуся в терроризме. Грузия передала 8 марта 2015 года трех югоосетинских заключенных – Зассеева, Валишвили и Кочиева, которые были арестованы в 2005-2006 годах в Гори, осуждены в Грузии по обвинению в терроризме. Террорист Георгий Гиунашвили был выдан Южной Осетией Грузии после обращения президента Абхазии к Бибилову во время его визита в Южную Осетию».
Юрий Вазагов говорит, что шаги югоосетинского руководства, в одностороннем порядке освободившего грузинских диверсантов, тоже были противоречиво восприняты в обществе, не нашли понимания в широких кругах, но митингов не было. Вазагов считает, что «нельзя говорить о том, что со стороны Абхазии были односторонние уступки Грузии:
«Освобождение Лукава – это очередной шаг в процессе, начатом несколько лет назад».
Продолжает Юрий Вазагов:
«Трудно сказать, насколько заявление Бибилова повлияет на снижение напряженности, но оно призвано смягчить остроту этого кризиса и призвано напомнить, что речи не идет о каких-то односторонних уступках руководства Абхазии Грузии. Об этом и говорит Анатолий Бибилов в своем заявлении – о том, что Абхазия и Южная Осетия поддерживают друг друга в таких аспектах, как и обмен заключенными».
Юрий Вазагов отмечает, что трехсторонний обмен заключенными, инициированный Цхинвалом, Тбилиси и Сухумом, является неравнозначным, и в этом процессе выигрывает грузинская сторона, поскольку в количественном плане больше всего заключенных освобождено именно граждан Грузии:
«Даже до 2008 года Южная Осетия в рамках переговорного процесса освободила большое количество граждан Грузии, задержанных на территории республики. Особенно большое количество грузинских военных и силовиков, причастных к военным преступлениям в августе 2008 года, было отпущено уже после августа 2008 года. Грузия обещала отпустить осетинских заключенных, но не сдержала слова. Этот процесс приносит больше дивидендов Грузии, чем Южной Осетии и Абхазии. Это общеизвестная тенденция – недоговороспособность грузинских политиков. Если югоосетинские и абхазские политики придерживаются договоренностей, данных в рамках переговоров, и их выполняют, то со стороны Грузии следуют только голословные обещания. Как мы видим, и сейчас если и были какие-то двусторонние договоренности, то пока нет практических шагов со стороны Тбилиси. Еще с 1989 года в ходе грузино-осетинского конфликта Южная Осетия делала односторонние жесты доброй воли. Так уже повелось, что наша политика не такая агрессивная и не такая конфронтационная изначально в отношении Грузии, но это вызывает критику, и есть мнение, что надо проводить более жесткую политику».
Депутат парламента от Народной партии, ветеран Отечественной войны народа Абхазии 1992-93 гг. Амиран Дьяконов, награжденный Раулем Хаджимба медалью «За отвагу», считает, что внутриполитическая ситуация в Абхазии разрешится благополучно:
«Абхазский народ – мудрый народ. Абхазия – сформировавшееся дееспособное государство. Думаю, что внутренний порядок и внутренний мир воцарятся опять. Думаю, руководство Абхазии примет все меры для того, чтобы прийти к тому согласию, о котором мы ведем речь и которое мы желаем абхазскому народу в новом году. Хочу пожелать абхазскому народу удачи, взаимопонимания и любви, любви в первую очередь друг к другу».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия