Первая новогодняя неделя в Южной Осетии выдалась небогатой на события. Но в первые праздничные дни жители республики уже столкнулись с двумя форс-мажорными ситуациями.
В первый день 2018 года Южная Осетия оказалась вновь изолирована от внешнего мира. Движение по стратегической Транскавказской автомагистрали, связывающей Южную Осетию с Россией, было перекрыто для всех видов автотранспорта. Из-за обильного снегопада и лавиноопасности Транскам оставался закрытым до 2 января.
Вслед за транспортной блокадой республика оказалась в блокаде информационной. ГТРК «Ир» не выходила в эфир сутки, как заявил директор телекомпании Георгий Келехсаев, проблемы с вещанием возникли из-за сбоев в электроснабжении передатчика и ретранслятора, установленных на высоте «Паук». Перебои в подаче электроэнергии на «Паук» происходили и ранее, но не устранялись вовремя – ответственное за работу оборудования ГУП «Энергоресурс» не подключило резервный генератор. Замгендиректора ГУП «Энергоресурс» Анатолий Габараев уточнил, что резервный генератор на высоте «Паук» имеется, однако у него нет топлива. «Резервные генераторы должны быть везде в обязательном порядке, поскольку мы ни от чего не застрахованы, тем более когда речь идет о работе телевышки», – сказал Габараев.
Your browser doesn’t support HTML5
По его словам, за работу «движка», который должен был подстраховать ретранслятор на «Пауке» от перебоев в электроснабжении, отвечает Госкомитет связи. В свою очередь глава Госкомитета связи Южной Осетии заявил, что вещание ГТРК «Ир» объясняется отсутствием дизтоплива для работы резервного генератора в связи с нехваткой финансовых средств. «Нам телевидение ежемесячно перечисляет 520 тысяч рублей на обслуживание канала, но этих средств хватает лишь на зарплату сотрудникам и налоги. К тому же нам приходится обслуживать и российские каналы», – отметил глава комитета Хасан Гиголаев. Гостелевидение Южной Осетии возобновило вещание 4 января.
Между тем в прорыве информационной блокады помочь Южной Осетии вызвался британский журналист, блогер и стрингер Грэм Уильям Филлипс, прибывший в Южную Осетию по приглашению министра иностранных дел Дмитрия Медоева. Грэм Филлипс намерен снять цикл репортажей о Южной Осетии, отметив, что в Европе ощущается нехватка информации о республике, пережившей войну с Грузией и получившей признание независимости Россией в 2008 году.
«Прошло 10 лет с августовской войны 2008 года, это значительная дата, и многим интересно, как сегодня развиваются события в Южной Осетии», – добавил британский журналист.
Филлипс встретил Новый год в Южной Осетии и уже успел снять репортаж и выложить видео в YouTube.
В скучные в информационном плане новогодние каникулы внес разнообразие югоосетинский лидер, к концу недели напомнивший о себе громкими заявлениями.
Эхо внутриполитического обострения в Сухуме, вызванное помилованием и освобождением гражданина Грузии Георгия Лукава, отбывавшего наказание в Абхазии по обвинению в диверсионно-террористической деятельности, отозвалось и в Цхинвале. Президент Южной Осетии обратился с письмом к народу Абхазии в связи с митингами против освобождения Георгия Лукава.
По словам Бибилова, решения руководства Абхазии по освобождению граждан Грузии в обмен на граждан Южной Осетии, отбывающих пожизненные сроки заключения в Грузии, были приняты по просьбе руководства Южной Осетии.
«Мы не могли предполагать, что удовлетворение данного прошения может привести к подобным последствиям, приведшим к внутриполитическому обострению. Хочу напомнить, что аналогичное прошение с вашей стороны также было удовлетворено. Это соответствует духу наших братских взаимоотношений и в целом международной практике», – сказал Бибилов. Он отметил, что Южная Осетия дорожит дружбой и братскими отношениями с Республикой Абхазия.
«Мы очень надеемся на то, что помощь братскому осетинскому народу, проявившаяся в доброй политической воле президента Рауля Хаджимба, не станет причиной общественно-политической напряженности в Абхазии», – подчеркнул в своем письме Анатолий Бибилов.
Югоосетинский эксперт Юрий Вазагов, комментируя в эфире «Эха Кавказа» трехсторонний процесс обмена заключенными между Цхинвалом, Тбилиси и Сухумом, заявил, что эта процедура является неравнозначной и в этом процессе выигрывает грузинская сторона, поскольку в количественном соотношении больше всего заключенных освобождено именно граждан Грузии:
«Даже до 2008 года Южная Осетия в рамках переговорного процесса освободила большое количество граждан Грузии, задержанных на территории республики. Особенно большое количество грузинских военных и силовиков, причастных к военным преступлениям в августе 2008 года, было отпущено уже после августа 2008 года. Грузия обещала отпустить осетинских заключенных, но не сдержала слова. Этот процесс приносит больше дивидендов Грузии, чем Южной Осетии и Абхазии. Это общеизвестная тенденция – недоговороспособность грузинских политиков. Если югоосетинские и абхазские политики придерживаются договоренностей, данных в рамках переговоров, и их выполняют, то со стороны Грузии следуют только голословные обещания. Как мы видим, и сейчас если и были какие-то двусторонние договоренности, то пока нет практических шагов со стороны Тбилиси. Еще с 1989 года в ходе грузино-осетинского конфликта Южная Осетия делала односторонние жесты доброй воли. Так уже повелось, что наша политика не такая агрессивная и не такая конфронтационная изначально в отношении Грузии, но это вызывает критику, и есть мнение, что надо проводить более жесткую политику».
Юрий Вазагов считает, что грузинские переговорщики не соблюдают договоренностей, в то время как Южная Осетия в одностороннем порядке освобождает задержанных спецслужбами республики граждан Грузии. Но эксперт не поясняет причин такой «неагрессивной и неконфронтационной политики Южной Осетии». Если официальные власти республики все время добровольно идут на односторонние уступки Тбилиси, то какие тогда могут быть претензии к политикам Грузии?
Некоторые абхазские журналисты предположили, что, возможно, в связи с ростом протестных настроений Сухум посетит Анатолий Бибилов, однако пресс-секретарь югоосетинского президента опровергла эти разговоры: «Пока такой информации у меня нет», – ответила Дина Гассиева.
Президент Южной Осетии действительно покинул пределы Южной Осетии, но кортеж Анатолия Бибилова направился не в Сухум, а в противоположную сторону – в Донецк. С рабочим визитом сегодня Бибилов находится в ДНР.
Пресс-служба президента сообщила, что «основной целью поездки Бибилова в Донецк является развитие экономических и торговых отношений между двумя республиками». Говорит пресс-секретарь президента Южной Осетии Дина Гассиева: «В качестве новогоднего подарка и для ознакомления жителей Донецка с товарами югоосетинского производства Анатолий Бибилов забрал в ДНР крупную партию продукции мясоперерабатывающего завода «Растдон», комплекты обмундирования для военнослужащих ДНР. Жители ДНР смогут ознакомиться с продукцией, произведенной в Южной Осетии, которая, возможно, потом будет поставляться для продажи. Напомню, что продукция «Растдона» была разрешена для ввоза в Россию и третьи страны и получила соответствующую лицензию, поэтому будет расширять свой рынок».
Между тем большинство жителей республики следят за спортивными новостями, главным героем которых является чемпион мира по версии IBF в первом тяжелом весе Мурат Гассиев IRON. Гассиев лидирует с большим отрывом в голосовании на звание лучшего боксера 2017 года.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осети