ПРАГА---Сегодня в Грузии празднуют Рождество. Общий обычай для всей страны – шествие Алило. Этой традиции много веков – группа мужчин обходила дома с песнопениями. Но особенности отмечания сильно разнятся в регионах Грузии. Сегодня нам рассказывает про то, как это делают в Тушетии, этнограф, ассистент Национального музея Нугзар Идоидзе.
- Нугзар, чем отличаются традиции встречи Рождества в разных частях Грузии?
Нугзар Идоидзе: Я занимаюсь этнографией, но так как сейчас нахожусь в Тушетии, могу рассказать о тушинских традициях. Я как раз изучаю солнечный символизм и провожу параллели между рождественскими традициями – солнечными, христианскими, и в разных странах, в разных эзотерических традициях совпадают солнечный Новый год, рождение Солнца и Христа. Раньше, в дохристианское время, эти традиции, универсальный символизм были очень сильны в Тушетии.
Your browser doesn’t support HTML5
- То есть вы хотите сказать, что как-то сплетаются христианские и языческие традиции?
Нугзар Идоидзе: Да, предхристианские – это рождение Солнца. В Европе 25 декабря считается рождением Солнца. Четыре периода, четыре солнечных сезона – этим измеряется солнечный символизм, годовой, циклический период: зимой рождается Солнце, 25 декабря; потом второй период – это весенний период, 25 марта считается зодиакальным Новым годом; потом летний, когда равняются день и ночь – 22 июня, и наши традиции как раз больше совпадают с этими солнечными периодами; потом идет осенний период. Такие традиции очень сильны в этнографии Тушетии, потому что весной, в этот день как раз начинают земледельческие работы.
- Что я знаю о тушинцах, которые проживают на северо-востоке Грузии, что там есть традиция печь большой алилойский пирог – котори. Это тоже как бы солнцепоклонничество?
Нугзар Идоидзе: Пирог котори делают с начинкой из творога, и в этот день пекут четыре котори и делают на нем крест – это называется хлеб Солнца. Это вошло в христианство, и, конечно, у нас продолжаются христианские традиции, но это «солнечный хлеб» – круг и в середине крест. Есть также другие традиции: на рассвете женщины идут за водой, при этом нельзя никого встречать и разговаривать, и там символично бросают в воду шерсть – есть такой магический ритуал, и это надо делать так, чтобы никто не заметил. Хинкали – это тоже «солнечный хлеб», но в другом аспекте. Если мы смотрим на него сверху, то видим крутящееся солнце – борджгали, и его считают хранителем ушедших душ. Когда подают хинкали в Новый год, Рождество или в другие праздничные дни, то обязательно вспоминают ушедших.
- Я понимаю, что хинкали – само собой, но я спрашиваю именно про рождественские традиции. Я всегда полагала, что в Пшави и в Хевсурети – хинкали, а, например, в Кахетии – нет, там сладостей больше.
Нугзар Идоидзе: Ритуалы и символика в Тушетии лучше сохранены, чем в других уголках Грузии. Я знаю, в Пшави и Хевсуретии тоже делают хинкали, этимология этого точно не определена, но ритуал в Тушетии такой остался. В эти дни по традиции специально выбирают «меквале» – того, кто первым войдет в дом, у которого «хорошая нога», так сказать. Это считается магическим ритуалом. Например, у нас есть молодые братья – соседи, и еще с детства они ходят к нам, и сейчас были. Они приходят и приносят с собой котори, вино и т.д., и чтобы нынешний год был хорошим, приносят с собой свечи, символично стреляют современными средствами, петардами (раньше, когда я был «меквале», то стрелял из ружья), потом желают семье столько коров и детей, сколько искр в костре, затем они садятся за стол и произносят традиционные тосты. Когда они уходят, хозяин должен подготовить все то, что принес «меквале», и отдать ему, чтобы он унес это домой.
- В некоторых регионах, я слышала, весь этот праздник еще называют «время орехов», а в Западной Грузии, например, в Гурии, на рождественский стол ставят ореховую палку.
Нугзар Идоидзе: Вино и водка должны обязательно быть, а также свечи. У нас, в Тушетии, не ставят, например, «чичилаки», которые делают в Западной Грузии, и даже елки. Но у нас летом собирали и хранили затем в сене такое цветочное растение, которое тушинцы считают приносящим изобилие, и во время Нового года женщины носили его в хлев на нижнем этаже. Выпекали также небольшие соленые хлеба, и матери клали их детям под подушку, особенно девушкам на выданье, чтобы они во сне увидели свою судьбу. Вот такие традиции в Тушетии, а таких особых, связанных, например, с орехами, у нас не было.