Новые аресты по делу Ахмеда Чатаева. Грузинские силовики задержали в Ахметском районе страны Зураба Идоидзе – жителя села Омало Панкисского ущелья. Также стало известно, что арестованный в рамках совместной спецоперации в турецком Трабзоне Гоча Сагнадзе приговорен к предварительному заключению.
Дело Ахмеда Чатаева, погибшего в ходе спецоперации в Тбилиси в конце ноября прошлого года, обрастает новыми фигурантами. После скандального рейда в Панкиси, где был смертельно ранен 19-летний Темирлан Мачаликашвили, спецназ провел еще одну операцию. Задержан житель села Омало Зураб Идоидзе. Ему инкриминируют пособничество террористической группе Ахмеда Чатаева. В частности, по данным следствия, он вместе с еще одним подозреваемым Зурабом Горнакашвили непосредственно помог Чатаеву и его телохранителям добраться до так называемой зеленой зоны на грузино-турецкой границе.
По словам адвоката Давида Модебадзе, его подзащитный на данном этапе не намерен сотрудничать со следствием:
Your browser doesn’t support HTML5
«Зураб Идоидзе пользуется правом хранить молчание. Он также не хочет делать заявлений для прессы. Исходя из этого, я не могу сообщить подробностей нашей беседы. Это конфиденциальная информация».
Сегодня в ходе короткого заседания суд санкционировал Идоидзе предварительное заключение на время следствия, которое, по словам прокурора Наны Хучуа, может занять больше времени, чем отведено законом:
«Задержание Идоидзе было произведено на основании соответствующих документов по этому делу. Подробностей я рассказать не могу. Сейчас следствие идет в интенсивном режиме. Дело очень сложное, и предусмотренные сроки недостаточны для объективного расследования. Поэтому мы также обратились с просьбой увеличить срок предварительного заключения. И суд учел наши аргументы».
Следствие ведется по 331-й статье УК Грузии, что подразумевает финансирование терроризма, другого рода материальную поддержку или обеспечение ресурсами террористической деятельности, приведшей к тяжелым последствиям. Наказание предполагает лишение свободы на срок от 17 до 20 лет или бессрочное заключение.
При этом родственники задержанных уверены: обвиняемые не имели никакой связи с Чатаевым и его группой. В частности, сестра Идоидзе Натия уверяет, что у нее на руках есть документы, подтверждающие алиби задержанного, и обвиняет власти в попытке найти «козлов отпущения»:
«Чатаев, который был одноруким и одноногим, не смог бы проникнуть (в Грузию) без помощи правительства. И сейчас руководство страны пытается переложить ответственность на невиновных. У меня есть все документы, где был мой брат, когда и во сколько».
Впрочем, несколькими днями ранее Служба госбезопасности Грузии опубликовала видеоматериалы, на которых некоторые из задержанных запечатлены в компании террористов из группы Чатаева. В связи с этим в руководстве страны призывают общественность и оппозиционных политиков воздержаться от неосторожных и необоснованных заявлений.
Тем более что расследование по делу Ахмеда Чатаева ведется не только грузинскими следователями. В частности, гражданину Грузии Гоче Сагнадзе, задержанному в турецком Трабзоне по обвинению в связях с известным террористом, присуждено предварительное заключение. При обыске в его доме был изъят фотоматериал, якобы подтверждающий его участие в террористической деятельности в Сирии. Сагнадзе был вычислен благодаря информации, полученной при изучении телефона Чатаева, изъятого на месте гибели последнего.
Но при этом в гражданском секторе к расследованию, проводимому на территории Грузии, относятся настороженно. По мнению председателя Ассоциации молодых юристов Сулхана Саладзе, власти должны действовать максимально открыто и прозрачно, чтобы нивелировать недоверие в обществе.
«В этом процессе власть должна сделать все, чтобы предоставить обществу настолько полную и подробную информацию, насколько это возможно в рамках расследования. С другой стороны, она должна позаботиться о безопасности страны, и в этом случае не должно остаться вопросов, на которые не были бы даны ответы. Поэтому быстрое и объективное расследование – обязательное условие».
По словам Саладзе, исходя из того, что теракты планировались не только на территории Грузии, но и в Турции, в прозрачности расследования должны быть заинтересованы и стратегические партнеры Тбилиси. И власти должны это учитывать.