Грузинская патриархия призывает власти страны приостановить обсуждение законопроекта, призванного либерализировать наркополитику. Представители церкви заявляют, что согласны с тем, что наркопотребители не должны сидеть в тюрьме, однако полагают, что существующая законодательная инициатива не отвечает всем вызовам.
После рождественского послания Патриарха Грузии Илии Второго часть общества вздохнула с облегчением: оно было расценено как зеленый свет инициативе по либерализации наркополитики. Однако накануне патриархия распространила заявление, в котором призвала власти приостановить обсуждение законопроекта. Он, по мнению духовенства, недостаточно строг к распространителям наркотиков, в стране на сегодняшний день не развиты на должном уровне реабилитационные центры и, наконец, власти, как полагают в патриархии, не готовы к тем последствиям, к которым может привести декриминализация наркотиков.
В патриархии заявили о необходимости проведения широких дискуссий на эту тему. Сегодня же в Академии наук состоялась встреча, в ходе которой протоиерей Андриа Джагмаидзе заявил:
Your browser doesn’t support HTML5
«Вероятно, должен быть написан новый законопроект. Необходимо совершенно иначе расставить акценты. Церковь хочет помочь молодежи, а не подталкивать ее к употреблению наркотиков. Мы считаем, что существующий законопроект будет способствовать именно этому и высока вероятность того, что соответствующие госслужбы не готовы к тому, чтобы предотвратить эти риски».
Аналогичное мнение высказал и нарколог Гела Лежава:
«Обсуждение законопроекта должно быть остановлено. Необходимо рассмотреть те социальные и медицинские мероприятия, которые нужно будет провести. Нужно изучить очередность их финансирования и расписать во времени, потому как сегодня не хватает врачей и многого другого. После этого можно будет вести речь о декриминализации».
Между тем в парламентском большинстве единой позиции относительно вопроса нет. Один из авторов инициативы – глава парламентского комитета по вопросам здравоохранения Акакий Зоидзе говорит, что полностью поддерживает идею проведению масштабных дискуссий:
«Эти дискуссии уже были начаты, так давайте продолжим их. Законопроект не будет вынесен на обсуждение юридического комитета, пока в ходе широких общественных дискуссий, в которых примут участие все заинтересованные стороны, в том числе и церковь, не будут согласованы все позиции по принципиальным вопросам».
В свою очередь председатель правительства Ираклий Кобахидзе дал понять, что скорой либерализации наркополитики ожидать не стоит. Однако главное, что мы начнем об этом говорить, сказал он:
«Главная цель – сократить число наркопотребителей и защитить права человека в этой сфере. Однако дело в том, что часто мы, различные стороны, не сходимся во мнениях относительно того, как достигнуть этих целей. В нашей команде мнения тоже разнятся. Часть депутатов полагает, что именно либерализация будет способствовать достижению этих целей. Другие же считают, что ужесточение – это лучший путь».
Законопроект, о котором идет речь, разработан Национальной платформой наркополитики, которая объединяет до 40 НПО и заинтересованных групп. Он был инициирован еще летом, говорит представитель Центра по изучению и мониторингу прав человека Гурам Имнадзе. По его словам, с тех пор состоялся ряд встреч с представителями различных ведомств, по их итогам в законодательную инициативу были внесены различные изменения и уточнения. Превентивные меры, медицинские и социальные аспекты – это, наряду с отменой уголовного наказания за употребление наркотиков, и есть часть реформы, которую предлагает Национальная платформа наркополитики, говорит Имнадзе.
«Второе направление – лечение и создание превентивной системы – это отдельный документ, который прилагается к законопроекту. Он, в свою очередь, является неотъемлемой частью реформы. Впрочем, об этом общество не проинформировано должным образом, и в заявлении патриархии этот момент упущен».
Гурам Имнадзе поясняет: все аспекты, касающиеся лечения, реабилитации и принятия превентивных мер, в законопроект не могли быть включены, ввиду того, что они не имеют отношения к УК Грузии. Для их принятия не нужно вносить изменения в уголовное законодательство, соответственно, эта часть реформы и была вынесена в отдельный документ.