В Брюсселе обеспокоены судьбой оппозиционного журналиста Афгана Мухтарлы. Пресс-секретариат внешнеполитического ведомства ЕС отреагировал специальным заявлением на решение азербайджанского суда, приговорившего журналиста к шести годам лишения свободы. В Брюсселе Баку, а вместе с ним и Тбилиси, напомнили о том, что дело Мухтарлы требует «тщательного и прозрачного расследования».
Азербайджанское правосудие вызывает серьезную обеспокоенность в Брюсселе. На этот раз внешнеполитическое ведомство ЕС встревожено решением Балакенского районного суда лишить свободы оппозиционного журналиста Афгана Мухтарлы сроком на шесть лет. Он был признан виновным в незаконном пересечении госграницы, нелегальном ввозе денег и оказании сопротивления пограничнику. Сам Мухтарлы свое заключение связывает с профессиональной деятельностью – он занимался журналистским расследованием о нецелевых тратах азербайджанских чиновников средств из госбюджета. В свое время из-за притеснений со стороны азербайджанских властей Мухтарлы с семьей перебрался в Тбилиси. Именно в старой части столицы Грузии, по его словам, 29 мая 2017 года он был похищен неизвестными лицами и передан азербайджанской стороне. Наряду с критикой в адрес Баку в своем заявлении внешнеполитическое ведомство ЕС напоминает об этом обстоятельстве и Тбилиси:
Your browser doesn’t support HTML5
«Предполагаемое похищение Мухтарлы в Грузии, его арест и судебное преследованием в Азербайджане продолжает требовать тщательного и прозрачного расследования», – говорится в заявлении пресс-спикера ведомства.
При наличии политической воли дело можно исправить, считает юрист НПО «42-я статья» Арчил Чопикашвили. Он защищает интересы семьи Мухтарлы в Тбилиси. Именно с политической волей связывает правозащитник то обстоятельство, что на восьмом месяце расследования этого дела Главной прокуратурой Грузии никаких подвижек нет:
«Дело возбуждено по первой части статьи «Незаконное ограничение свободы», которая не рассматривается как тяжкое преступление. Мы добиваемся, чтобы дело рассматривалось как тяжкое преступление, совершенное группой людей. Но тщетно. Мухтарлы, как и его супруге Лейле Мустафаевой, не присвоили статус пострадавших. Предоставленные нами фото- и видеоматериалы, подтверждающие слежку сначала за Мухтарлы, а потом за его женой, прокуратура не восприняла всерьез. Нам сказали, что эти люди никоим образом не следят, они просто туристы, и что все это Лейле Мустафаевой только кажется».
Поэтому, продолжает Арчил Чопикашвили, пару месяцев назад супруга Мухтарлы, опасаясь за свою безопасность и безопасность ребенка, покинула Грузию.
Правозащитники из сети Домов прав человека, в которую входит и НПО «42-я статья», дело Мухтарлы направили в ЕСПЧ, и Страсбургский суд принял его как приоритетное. Это означает, что решение наступит скоро, тем более что уже известен вердикт азербайджанского суда. На всех процессах в качестве наблюдателя присутствовала другой юрист НПО «42-я статья» – Русудан Мчедлишвили. По ее словам, Афган Мухтарлы и в заключительном слове заявил, что он был похищен в Тбилиси и передан насильственным путем азербайджанской стороне и что его дело сфабриковано:
«Балакенский районный суд сделал все, чтобы изъять материалы, доказывающие невиновность Афгана. Адвокаты так и не добились, чтобы своевременно была проведена экспертиза происхождения побоев и травм на теле Мухтарлы. Это было сделано через полтора месяца после ареста, к тому времени это уже не имело смысла».
Выявленные процессуальные нарушения, по словам Русудан Мчедлишвили, также будут приобщены к делу Мухтарлы в Страсбургском суде.
Дело азербайджанского журналиста с самого начало вызвало широкий общественный резонанс в Грузии. Оппоненты после осуждения Мухтарлы и критики из Брюсселя и сегодня напомнили грузинским властям о том, что на многие вопросы так и нет ответа.
Представители власти советуют дождаться итогов расследования, хотя то, что случай с Мухтарлы – это серьезный провал, признал и сам премьер-министр Георгий Квирикашвили.
«Это очень тяжелый вопрос. И признаем, это был очень серьезный провал. Не должно было случиться того, что случилось. Хотя ситуация еще не до конца ясна», – заявил 20 декабря глава правительства в парламенте во время встречи с оппозиционными депутатами.
Тогда же он напомнил, что по факту немедленно были уволены главы служб контрразведки и пограничной полиции.
Но эти меры нельзя считать полными, отмечает представитель Human Rights Watch на Южном Кавказе Георгий Гогия. Он напоминает, что по делу Мухтарлы свою обеспокоенность неоднократно выражали и в Вашингтоне, и в Брюсселе, и с учетом всего этого Грузия поставила себя в очень сложное положение, продолжает Георгий Гогия:
«Это очень большое пятно на авторитете Грузии и повлияет на процесс ее демократизации. Она ведь позиционирует себя как лидера демократического развития в регионе. А этот случай указывает на то, что, оказывается, средь бела дня в центре Тбилиси человек может исчезнуть и в последующем так и не встанет вопрос ответственности».
Что же касается азербайджанских властей, то, по словам Георгия Гогия, вердикт по делу Мухтарлы – очередное торжество несправедливости. Он считает, что азербайджанские власти должны незамедлительно освободить его, тем более что об этом говорится и в заявлении внешнеполитического ведомства ЕС. Правозащитник из Human Rights Watch уверен, что таким же будет и вердикт Страсбургского суда.