Сегодня президент Грузии Георгий Маргвелашвили наложил вето на утвержденный парламентом законопроект «О вещателе». Против скандального документа выступали представители оппозиции, неправительственного сектора и эксперты в области СМИ, а также часть правящей партии «Грузинская мечта».
В своем сегодняшнем докладе Георгий Маргвелашвили обосновал свое вето двумя соображениями. Коммерческая реклама на государственном телевидении нарушит хрупкий баланс на рынке электронных СМИ. Во-вторых, есть сомнения в прозрачности представленной в законопроекте схемы закупок медиа-контента, подчеркнул в своей пятиминутной речи президент:
«Свобода слова является завоеванием нашей общественности. Общественный вещатель не должен нарушать многообразие на рынке СМИ. Когда привилегированный игрок с ресурсами, превосходящими половину всей коммерческой рекламы, выходит на рынок, это подрывает основы конкуренции».
Your browser doesn’t support HTML5
В заключительной части доклада президент напомнил парламентскому большинству об обязательствах, взятых на себя Грузией в рамках договора об ассоциации с ЕС:
«Этот законопроект необходимо привести в соответствие с требованиями ЕС, которые должны быть задействованы с 2019 года. В этом смысле представленный документ не только не приводит законодательство Грузии в соответствие с нормами ЕС, но и однозначно перечеркивает те положения действующего закона, которые обеспечивают прозрачное расходование средств налогоплательщиков. Соответственно, мы возвращаем документ на доработку в парламент с надеждой, что наши замечания будут учтены», – резюмировал президент.
Высказанные президентом, оппозицией и неправительственным сектором опасения разделяет и часть общественности. В случае утверждения документа в первоначальном виде на рынке СМИ появится монстр с фактически неограниченными финансовыми возможностями, который подомнет под себя весь рынок рекламы, предостерег от имени ЕНД Заза Бибилашвили:
«Этот законопроект напрямую бьет по интересам коммерческих телекомпаний и усиливает позиции ОВГ при более чем 50-миллионном финансировании компании из бюджета. Мы приветствуем президентское вето».
Представитель «Европейской Грузии» Зураб Чиаберашвили призвал парламентское большинство уважать права граждан на получение объективной информации:
«Мы платим ОВГ 52 миллиона лари не для того, чтобы он разорял более слабые телекомпании. Поэтому для сохранения плюрализма необходимо, чтобы ОВГ не получил допуска к рынку рекламы. Думаю, парламент должен разделить позицию экономического комитета парламента, который не поддержал законопроект в нынешнем виде и в принципе согласился с высказанными президентом доводами».
Действительно, скандальный законопроект не нашел понимания не только в оппозиции, но и внутри правящей силы: в ходе слушаний экономический комитет парламента, укомплектованный в большинстве представителями «Грузинской мечты», трижды отказался утверждать пакет поправок в представленном виде.
Представитель комитета по внешним связям от большинства Нино Гогуадзе также высказала надежду, что законопроект будет доработан в соответствии с нормами ЕС:
«Было несколько вопросов, по которым мы не достигли согласия, и главная тема была вокруг допуска ОВГ на рынок рекламы. Считаю, что можно было более справедливо доработать некоторые нормы. Разумеется, мы вернемся к его рассмотрению после президентского вето».
Неправительственный сектор также поддерживает идею пересмотра документа. Представитель «Ассоциации молодых юристов» Сулхан Саладзе не исключил обращения в международные инстанции, если парламент большинством голосов все же преодолеет президентское вето.