Размышления о борьбе старого и нового навеял Старый Новый год, который стал плановой вехой в череде новогодних и рождественских праздников. Но пока мы не добрались до торжественного его финиша по китайскому календарю, еще есть возможность поговорить о противостоянии старого и нового. Потому что все закономерно – и Новый год, который ежегодно вступает в борьбу со Старым Новым годом, и новые политические элиты, которые хотят сменить забронзовевших предшественников.
Этот запрос на смену старой элиты на новую поступил более десятилетия назад, в начале века. Но тогда, в 2004 году, политики умудрились подсунуть обществу «хорошо забытое старое», упаковав его в блестящую обертку. Номер прошел, его повторили раз и еще раз. Краска на обертке полиняла от времени – осталась обнищавшая страна с долгами и проблемами, отложенными в долгий ящик.
Среди проблем есть очень важная, возможно, выступающая катализатором нынешней политической активности: в стране идет замена паспортов, и добрая половина населения не имеет документов, подтверждающих гражданство.
Your browser doesn’t support HTML5
Однако если отбросить этот существенный фактор борьбы за власть, то у сегодняшней схватки политических элит есть одна положительная особенность. Власти дали понять, что декларируемая прозрачность ее действий, строгое следование букве закона – не бутафория, а требование времени. И этот урок, преподнесенный президенту, оказался показательным для всех ветвей власти. Для главы государства, который по накатанной прежними президентами практике принял единоличное решение, не заморачиваясь соблюдением бюрократических тонкостей. Для депутатов парламента, посягнувших на полномочия других ветвей власти, приняв в угоду оппозиционному меньшинству противоречащее закону постановление. Происходит это при молчаливом нейтралитете всего юридического сообщества, прежде всего, третьей ветви власти – судебной, которая побоялась высказать свое аргументированное мнение.
Это уже тупик для государства, путь в никуда, разрушение и без того слабой правовой базы страны. При таком раскладе недолго выстроить и теорию заговора, но мне, не большой любительнице конспирологии, не хватает самой малости – веры в способности нашей политической элиты создать что-то сложное, глобальное.
На мой взгляд, нашей действительности ближе незамысловатое простодушие отдельных политиков, готовых разрушить все на своем пути во имя единственной цели – прихода к власти. Анализировать и думать о результатах их не учили, самообразованием заниматься они не привыкли. Тяжелое послевоенное наследие. Поэтому новое поколение политической элиты, откровенно паразитируя на старом и не сильно разнообразном багаже своих предшественников, извлекло из него только один метод – разрушительного хаоса. Дальше – зияющая пустота. Никакого собственного видения, связанного со строительством государства в «рюкзаках» этого нового поколения, заявившего о своем пришествии в политику, нет. Сказывается не только отсутствие опыта, специального образования, но, может быть, и темперамент горячих парней.
В итоге. Обществу предложили сыграть в очередной лохотрон. Да, мы знатные любители красивых разводов, потому что живем по принципу: проиграть – так миллион. Но вот незадача, молодые и горячие не позаботились об информационном сопровождении предлагаемого обществу обмана – ну, борьба с коррупцией, прозрачность доходов и расходов представителей всех ветвей власти, обещание зарплат и пенсий для всех граждан и другие «молочные реки и кисельные берега». Ну, выберите хоть что-то, что заставит нас участвовать в очередном блефе, из благородных помыслов о стране и собственных интересов ее граждан. Что нам проку от старого или нового, если новое копирует старое?
По мне так, честнее объявить безальтернативные выборы, а в Конституции прописать портрет будущего президента по возрасту, профессии, росту и цвету глаз. Кто сказал, что не пройдет? При правильной информационной политике пройдет все. Вот уже в социальных сетях звучат конкретные предложения: уменьшить возраст для кандидатов в президенты, чтобы можно было «выбрать»: А) молодого московского политика абхазского происхождения. А экс-министр иностранных дел Вячеслав Чирикба видит выход в варианте Б) – увеличить президентский возраст. Вот, мол, Трамп - президент Америки, а Лукашенко – Белоруссии, немолодые, а президенты. Можно было бы вспомнить Брежнева, Андропова и всю остальную рать – всегда есть, кого вспомнить. А там, гляди, подтянутся те, кто предложит отменить знание государственного языка, ценз оседлости, а может быть, и еще что-нибудь, что мешает чьим-то групповым интересам.
Отцы и дети, если ваши предложения найдут отклик в парламенте, то нас ждут очень «забавные» выборы в маленькой и уязвимой стране с электоратом, который не успел обменять документы. Чтобы ловить рыбку в мутном омуте, сейчас самые благоприятные условия, но если из вашего замкнутого пространства подглядеть хотя бы в замочную скважину на карту мира, то после таких выборов государства под названием Республика Абхазия на ней не видно. А значит, вам всем надо честно ответить на вопрос: президентами какой страны вы все хотите стать?
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции