Анонимы разлагают абхазское общество

Елена Заводская

Анонимы, расплодившиеся в социальной сети Facebook, уничтожили практически все табу, которые когда-то существовали. Раньше нельзя было обвинить человека в преступлении или оскорбить, за это всегда надо было нести персональную ответственность, особенно в таком маленьком обществе, где все друг друга знают.

Теперь же мы достигли такого уровня «свободы слова», что можно обвинить кого угодно в чем угодно. Кстати, это право анонимов яростно отстаивали люди, не увидавшие в свое время разницы между свободой слова и вседозволенностью, когда журналисты пытались противостоять засилью анонимов в интернете – в частности, на сайте «АбхазАвто» и в абхазском сегменте Facebook.

Большинство потребителей информации, которой наводняют социальную сеть анонимы и пользователи-энтузиасты, даже не задаются вопросом о том, насколько она соответствует реальности, была ли она проверена или является вымыслом и слухом. И вот уже толпа легковерных комментаторов и просто недоброжелателей тут как тут, на все лады, с видом знатоков обсуждают сомнительного качества информацию, навешивая ярлыки и вынося согражданам оценки.

Буквально на днях анонимы в одной из групп предложили на обсуждение вопрос и тему: на какие деньги премьер-министр Беслан Барциц и глава администрации Гудаутского района Руслан Ладария купили квартиры по 10 млн рублей на одной площадке в новостройке по улице Когония в центре Сухума? Поясню, что это элитная новостройка в самом респектабельном районе столицы, в его исторической части.

Your browser doesn’t support HTML5

Анонимы разлагают абхазское общество

Столь незамысловатого поста оказалось достаточно, чтобы участники группы обрушили огонь обвинений и критики на чиновников-коррупционеров, которые так «зажрались, находясь у власти, что за 10 млн рублей покупают себе квартиры».

Мы все не любим полемизировать с анонимами, мы часто брезгливо морщимся и говорим: «Фу, им отвечать – себя не уважать!» В отличие от нас, журналистов, анонимы брезгливостью не страдают, а методично трудятся над формированием общественного мнения. Мы же от этого устранились, отдав им вольное пространство сети и не противопоставляя их лжи ничего. К тому же их намного больше, чем нас, и перепроверять каждую их сплетню на достоверность нет ни времени, ни ресурсов.

Но вопрос-то сам по себе важный, и тема коррупции имеет большое общественное значение, поэтому я все-таки решила проверить информацию и позвонила главе администрации Гудаутского района Руслану Ладария. На вопрос о том, покупал глава Гудаутской администрации или не покупал квартиру за 10 млн рублей в центре Сухума, он ответил: «Эту квартиру я приобрел в 2011 году, мы тогда занимались производством щебня и песка. Наша фирма находилась в Дранде. Я даже могу назвать ее учредителей – это были я, Беслан Гумба и Заур Тыркба. И когда началось строительство вот этих домов (по ул. Когония), застройщики обратились к нам по поводу поставки им инертных материалов для строительства домов. И они тогда сказали: «Мы все равно берем у вас щебень и песок, если вы желаете, в счет оплаты мы вам можем предоставить квартиру. Я согласился, потому что у меня не было собственного жилья в Сухуме. И вместо оплаты я у них приобрел эту квартиру. Это знают все: и строители, и застройщики, и мои соучредители, которые помогли мне тогда в этом деле. Ни за какие 10 млн рублей я ничего там не покупал. Там нет вообще квартир, которые продаются за 10 млн рублей. Все это чушь, бред!»

То есть получается, что Руслан Ладария приобрел квартиру за четыре года до того, как стал чиновником.

Я уже не говорю о том, что квартира в центре Сухума не может стоить 10 млн рублей. В интернете полно предложений таких квартир по цене менее трех миллионов рублей. Однако комментаторы анализом себя не утруждают. Прочли, поверили, обвинили.

Дозвониться до премьер-министра мне, к сожалению, не удалось, его телефон отключен. Я обратилась к начальнице Управления информации и госпротокола кабмина Эльзе Чанба, которая пытается работать с журналистами. На мой простой вопрос, покупал или не покупал премьер-министр за 10 млн рублей квартиру на улице Когония, она отвечать отказалась и традиционно добавила, что «Эху Кавказа» предоставлять информацию не будет.

Я, будучи журналистом, всегда выступаю за борьбу с коррупцией. И я понимаю, как трудно вывести коррупционеров на чистую воду. Но еще более затрудняет эту работу вал анонимной лжи, нивелирующей ценность публичного высказывания. Поэтому, на мой взгляд, вести борьбу с коррупцией нужно под собственным именем, отвечая за свои слова.

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции