Чуть-чуть про религию

Давид Каландия

Религия – вещь важная

Конечно, согласно традициям, тут надо привести слова Вольтера о том, что «Если бы бога не существовало, его следовало бы выдумать», но я этого делать не буду, так как эту цитатку повторяет каждый, кому не лень, и на каждом углу. Я просто молча соглашусь с этим и повторюсь, что религия – вещь важная. Перечислять всей важности я не стану, так как это до меня делали тысячи и тысячи умных людей.

В истории существования человечества не было такого периода, когда мир обходился бы без религии. После октябрьского переворота, в 17-м году, коммуняки залезли на небо, огляделись и радостно объявили, что никаких богов там нет. А потом взяли своего Ленина и назначили его новым верховным вечно живым боженькой, ну а Виссарионович стал его главным пророком. После Сталина ленинские пророки менялись с переменным успехом, умершие или проштрафившиеся забывались, их портреты убирались, а на их места вешались новые канонизированные святые члены политбюро ЦК.

Кстати говоря, эти мысли про святость не являются моими домыслами. Не далее как давеча президент всея Руси господин Путин В.В. в фильме журналиста Андрея Кондрашова «Валаам» сравнил отношение коммунистов к Владимиру Ленину с почитанием святых в христианстве, а коммунистическую идеологию – с христианством.

Здорово, да?

Ну, бог с ним, с Путиным. Все равно в марте 18-го года его переизберут на какого-нибудь колхозника Грудинина или речистую Собчак, и он тоже канет в Лету, его портреты вынесут из административных храмов на второй же день.

Ха-ха! Это я шутку шучу! Не переизберут, конечно, хотя сейчас не про это.

В общем!

В те социалистические времена культ Ленина был повсеместным, даром что его лик не был обрамлен окладом, зато черно-белые, цветные, гипсовые, бронзовые, мраморные и другие изображение хитрована-Ильича висели, стояли, сидели во всех значимых местах. К примеру, в армейских частях, даже на малюсеньких заставах, были т.н. ленинские комнаты, прообраз молелен, где солдаты должны были проводить свой досуг, повышать политический уровень, слушать политинформации, заниматься политзанятиями, просматривать программу «Время» и потом, обогащенные демократическим централизмом, идти спать и видеть во сне большой устав ВС СССР. В части, где я имел честь служить, в «ленинской комнате» я подсчитал на стенах количество изображений вождя угнетенного пролетариата, и оказалось их там около тридцати штук, почище всякого алтаря. Я не преувеличиваю, кто служил в 80-х в армии, подтвердит мои слова. Наверное, то же самое происходило и в 70-х, и в 60-х, и чем дальше в прошлое, тем серьезнее.

Ну, а с православной же религией (и не только с ней), в те времена боролись. Помню, на главные церковные праздники, чтобы народ не собирался в храмах, ночью по тифлисскому телевидению пускали всякие культовые фильмы. Один раз на Пасху даже показали полулегальное «Леди карате» с прелестной Эцуко Сихоми в главной роли, которая мочила всех своими ножками и ручками, и в том далеком 75-м году это казалось удивительно захватывающе и эротично.

Я не скажу про весь СССР, просто не знаю, как было у остальных, но у нас в Грузии на православные праздники около храмов дежурили бравые комсомольские молодчики с картонными глазами. Они останавливали выходящих из церквей молодых людей и строго требовали с них объяснений по поводу наличия господа в их душах.

После животворящей перестройки церковь и религия снова официально стали входить в нашу жизнь, и те же самые молодчики, повзрослев и забурев, отрастили бороды, покрыли головы тюбетейками с вышитыми крестиками и стали самыми рьяными защитниками веры, надежды и узаконенной любви. Они взяли в руки метровые свечки и стали публично креститься, хотя выражение глаз у них осталось такое же картонное.

Если раньше посещающий места культа предавался остракизму, вызывался на бюро и порицался, то теперь все наоборот. Теперь избегающий места массовых молений может вызвать сомнение и неодобрение. Помню, когда господин Иванишвили выходил в народ, кто-то из толпы, с истерикой в голосе, потребовал у него обнажить грудь и показать, есть ли на нем крест.

Тогда господин Иванишвили не сплоховал и обнажил.

Я, к сожалению, не религиозен – таким меня сформировали моя среда и воспитание. Я очень хочу найти свой путь к Богу, потому что, жить с Ним легче и мудрее. И, надеюсь, если не поскользнусь на подсолнечном масле и раньше времени не окончу свой путь где-нибудь под житейским трамваем, то на этот самый путь я выйду. Но пока я его не вижу. Пока я на все смотрю беспристрастным глазом, и многое мне непонятно. Мне непонятно, почему свою религиозность надо остервенело афишировать и повсеместно подчеркивать. Почему надо хвалиться соблюдением постов и постоянно цитировать своего духовника. И почему надо лезть в чужой монастырь со своим уставом.

В Грузии очень много храмов, и все равно строятся новые и новые, почти на каждой улице есть своя церковь. Ну, это дело понятное, бедным людям некуда ходить, и есть место, где можно собраться, и, купив пару-тройку копеечных свечек, постоять-помолчать-помечтать. Богатый люд, кто вкладывает в строительства церквей свои некровные деньги, тоже на всякий случай старается забить себе место по ту сторону тоннеля, не принимая близко к сердцу притчу про верблюда и игольное ушко. Кстати, как я слышал, строительство новой церкви не облагается налогами, а вот реставрация старой – облагается. Хотя, может, я опять ошибаюсь.

К чему это я все говорю? А к тому, что при всей положительной стороне религии (не убий, не укради, не возжелай) я категорический против, чтобы государство и церковь вместе правили страной и вмешивались в деятельность друг друга. Я также против финансирования государством церкви, хотя понимаю: мудрый правитель не будет портить отношения с духовенством, потому что в критический момент любой батюшка может отвадить паству от линии правящей партии. Многомиллионные вливания из госбюджета в духовное хозяйство походит на умасливание.

По-моему, у каждой руководящей самостоятельной организации должна быть своя дорога, дорога по строительству нашего светлого будущего. И если эти дороги пересекаются, то только на неофициальном уровне, как мне представляется.

Или же если духовенство будет вмешиваться в руководство страны, тогда давайте придадим всему этому официальный характер, в очередной раз поменяем нашу гибчайшую Конституцию и объявим нас не светским, а полусветским государством, где два дня в неделю страной правит церковь, а три дня – премьер-министр.

– А по выходным? – спросил меня сосед мой Сурик.

– А по выходным – я! – ответил я и приосанился.

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции