Затянувшаяся на целый 2017 год пауза в привычном пикировании власти и оппозиции (отдельные, не делавшие политической погоды выступления – не в счет) под занавес года, когда страна уже погружалась в праздничное новогоднее благодушие, сменилась вдруг резким обострением обстановки в обществе. Как черт из табакерки, выскочила тема помилования и выдачи грузинской стороне одного из лидеров вооруженного формирования «Лесные братья» Георгия Лукава, и градус общественной напряженности 3-5 января резко взлетел вверх, до призывов поздним вечером 5-го к митингующим не расходиться, пока президент не уйдет в отставку. А затем наступил период «разбора полетов» внутри обоих политических лагерей и привычного обмена заявлениями в СМИ.
Своеобразие текущего момента заключается в том, что поначалу, когда тема только всплыла, ненависть к Лукава и возмущение тем, что «убийца оказался на свободе», объединили, похоже, всех, независимо от внутриполитических взглядов. Но затем, когда оппозиция, что было неизбежно, начала активно использовать тему в своих целях, общество, как всегда, разделилось на два лагеря – за власть и против нее. Словно кто-то невидимый скомандовал: «По шеренгам становись!» Если переиначить известные слова песни, «вся жизнь потекла по привычным законам... политической борьбы».
Your browser doesn’t support HTML5
Разумеется, в совместном заявлении 11 января республиканская политическая партия «Форум народного единства Абхазии», Народная партия Абхазии, общественные ветеранские организации «Аруаа» и «Абааш» увидели в событиях перед зданием парламента 5 января массовые беспорядки и попытку захвата государственных зданий. На их взгляд, «только благодаря слаженным действиям правоохранительных органов удалось предотвратить попытки прорыва в здание парламента РА. В настоящее время организаторами антигосударственной акции предпринимаются меры по дальнейшей дестабилизации обстановки в стране, направленные на достижение политического реванша».
Разумеется, совсем другая картина предстает в сделанном на следующий день, 12 января, заявлении оппозиционно настроенных политиков:
«Власти прекрасно знают, что 3 и 5 января в Сухуме проходили массовые митинги, на проведение которых наши граждане имеют законное право. Митинги носили мирный характер, народ не поддался на попытки сторонников власти и их приближенных спровоцировать беспорядки. Руководство страны прекрасно понимает, и это наводит на них особый страх, что митинги организованы не политической оппозицией, а являются стихийными. Власти и защищающие их интересы политические и общественные организации хотят лишить наш народ законного права требовать отставки президента. Напоминаем вам, что народ является единственным источником власти. Об этом написано в Конституции. Народ имеет право требовать отставки президента и будет этого добиваться всеми законными методами».
В этом заявлении приведена такая неожиданная параллель:
«Сама Грузия, которой президент Хаджимба в канун Нового года великодушно подарил террориста, цинично показала нам, как умело обхитрила наше руководство и заставила совершить незаконный акт. В то время когда граждане Абхазии справедливо выражают свое возмущение фактом помилования военного преступника, тбилисский городской суд приговорил бывшего президента Грузии Саакашвили к трем годам лишения свободы за аналогичное деяние, то есть за помилование преступника в обход Комиссии по вопросам помилования».
Заявление ожидаемо подписали: Алхас Квициния от партии «Амцахара», Леонид Лакербая от общественной организации «Аитайра», Дмитрий Дбар от ОО «Кьаразаа», Рауль Лолуа от ОО «Наш дом Абхазия», Аслан Бжания от фонда «Апра». Но наблюдатели особо отметили присутствие среди подписавших и председателя партии «Единая Абхазия» Сергея Шамба.
Позавчера общественно-политическая ситуация в республике обсуждалась на заседании политсовета этой партии. Помнится, чуть больше года назад, в декабре 2016 года, в преддверии объявленного лидерами оппозиции народного схода (который впоследствии они сами называли уже митингом), на заседании политсовета «ЕА» мнения о том, поддержать ли его, разделились. На этот раз, судя по информационному сообщению, политсовет был настроен консолидировано. Выступающие подчеркивали, что, исходя из материалов парламентской комиссии, президентом при помиловании Лукава допущены серьезные правовые ошибки. В то же время РПП «Единая Абхазия» считает, что рассмотрение данного резонансного дела должно проходить только в правовом поле. Президент должен ускорить процесс формирования Конституционного суда. В противном случае вся ответственность за дальнейший ход общественных процессов может лечь на гаранта конституции. РПП «Единая Абхазия» призывает общественность страны к консолидации, спокойствию, решению всех поставленных задач мирным путем.
Политсовет принял решение о вхождении РПП «Единая Абхазия» в Союз политических и общественных организаций РА. А это – аналог шедшему к власти в преддверии мая 2014 года Координационному совету партий и ОО.
А вот как рисует картину происходившего 5 января в опубликованной вчера статье аналитический отдел партии «Амцахара»:
«Проведенная акция была мирной, правовой, не выходящей за пределы конституционного поля, и являлась ничем иным, как демонстрацией несогласия с решением президента о помиловании и приведенными аргументами в оправдание этого поступка. В тот день выслушать решение созданной в парламенте комиссии по расследованию факта помилования Лукава пришли родные и близкие зверски убитых и пострадавших от рук террориста, ветераны войны, все те, кто не мог остаться в стороне от преступного проявления «доброй воли» президента. Люди пришли к парламенту абсолютно искренне, чтобы услышать решение парламентской комиссии, уверенные еще и в том, что услышат от гаранта Конституции правду о случившемся. Но, собрав своих немногочисленных сторонников, президент вышел к «своим» и попытался в очередной раз оправдаться перед ними. К сожалению, у президента не хватило мужества выйти к собравшимся с другой стороны здания – у парламента – и разъяснить им свою позицию по предательскому, кощунственному решению о помиловании. Именно такое игнорирование и вызвало негодование и возмущение более двух тысяч собравшихся, что впоследствии и привело к открытому требованию его отставки. Ближе к вечеру обстановка стала накаляться в связи с тем, что в гущу стоявших у парламента людей стали вливаться сторонники и ярые защитники Хаджимба, провоцируя их на активные противоправные действия. Несмотря на усиливающийся протест и напряженную ситуацию, акция завершилась мирно, и люди разошлись, дав возможность продолжить работу по решениям комиссии. Пришедшим на мирную акцию людям, несмотря на всевозможные попытки спровоцировать их на неадекватные действия, хватило мужества не поддаться на эти уловки».
Ничего нового и удивительного в таком восприятии событий людьми, активно вовлеченными в политику, повторюсь, нет: обычно каждая из сторон искренне считает, что все разделяющие их позицию – рыцари без страха и упрека, а не разделяющие – наоборот, те, от кого нужно ждать любой пакости. Но вот то, что президент выходил к собравшимся у парламента, – факт, зафиксированный в репортажах целого ряда СМИ. Другое дело, что ему почти не дали говорить, заглушив слова выкриками и свистом. Кстати, сторонники власти упрекали за это собравшихся у парламента: сами же, мол, требовали от него выйти к народу, и сами не дали говорить. Но тут опять же не все так просто: среди сотен стоявших у парламента наверняка не все вели себя так, для этого, исходя из элементарной логики, достаточно и нескольких крикунов и свистунов.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия