В рубрике «Гость недели» глава Галского района Абхазии рассказывает о проблемах с выдачей вида на жительство иностранным гражданам, транспортной доступности и перспективах особой экономической зоны.
Анаид Гогорян: Темур Хухутович, каково количество постоянно проживающих в районе граждан Абхазии и иностранных граждан?
Темур Надарая: У нас эти цифры меняются почти с каждым днем. Идет процесс паспортизации и выдачи вида на жительство. На сегодняшний день у нас больше 400 человек – граждане Абхазии, эта цифра будет увеличиваться. Это люди, которые доказывают, что не имеют гражданство Грузии, проживали на территории Абхазии с 1994 по 1999 гг. в соответствии с законом о гражданстве Республики Абхазия. Я думаю, что эта цифра может увеличиться до тысячи, до тысячи с чем-то человек. По опросу, который мы проводили в 2015 году, на территории Галского района проживает 95-96% – это граждане Республики Грузия. В Абхазии мы наконец проснулись после долгого летаргического сна и выработали государственную политику по отношению к жителям Галского района, приняли такие законы, как закон о правовом положении иностранных граждан, законы о въезде и выезде из Республики Абхазия. Государство, депутаты парламента нашли тот механизм, по которому уже по факту граждане Грузии, проживающие на территории Галского района, могут получить вид на жительство. И кроме политических прав и права приобретать жилье, потому что у нас жилье приобретается в собственность только гражданами Республики Абхазия, все остальные права за жителями Галского района сохраняются. МИД Российской Федерации дал свое принципиальное согласие, лица, которые получают вид на жительство на территории Абхазии, могут выехать с видом на жительство.
Your browser doesn’t support HTML5
А.Г.: Расскажите о том, как проходит процесс выдачи вида на жительство в Галском районе и сколько человек уже получили?
Т.Н.: Процесс выдачи вида на жительство проходит с некоторыми сложностями. Они обусловлены тем, что в свое время законодатели вносили поправку, чтобы жители Галского района могли миновать процесс получения разрешения на проживание. То есть сегодня человек, который приезжает в Абхазию, любой иностранный гражданин, сначала должен получить разрешение на проживание, и через три года он имеет право подавать на вид на жительство. Люди, которые живут здесь столько лет после приобретения независимости Абхазии, – им сегодня давать разрешение на проживание?! Вы сами понимаете, что это противоречит логике. То есть законодатель учел эти моменты, внес поправку, что жители Галского района АССР, более 10 лет прожившие на территории Абхазии, могут напрямую получать вид на жительство. Я хочу сразу сказать, что это не гражданство Абхазии, а вид на жительство. Мы не могли учесть, пока практика не показала: вот лица, например, которые родились на территории Гулрыпшского района, в 1979 году переехали жить в Галский район, купили дом. Они тоже не попадают. Для того чтобы отрегулировать эти моменты, надо подойти немного по-другому. Мы предлагали с самого начала такой подход, что не надо выделять Галский район законодательно, особо. Вы знаете, люди живут – гражданин Белоруссии, Украины, Германии – 10 лет прожил на территории Республики Абхазия, зачем ему проходить процесс получения разрешения на проживание? Оснований на получение вида на жительство всего два, а оснований для получения гражданства – четыре. У нас должно быть наоборот. Практика показала: прошло два года, (надо) вернуться к этому вопросу и дать возможность людям, которые живут на территории Абхазии более 10 лет, с 1999 года и позже, получить напрямую вид на жительство, минуя разрешение получения на проживание. Надо вернуться, внести эту поправку, и тогда процесс пойдет. На сегодняшний день до пяти тысяч человек обратились с просьбой о получении вида на жительство. Из них до 1,5 тысяч получили, остальные – идет процесс, в связи с тем, что они не родились на территории Галского района, около одной тысячи поставлены на паузу. Большое количество, из пяти тысяч чуть ли не каждый пятый! А остальные – процесс находится на проверке в Службе госбезопасности. Там тоже надо чуть-чуть упростить процедуру. Уже понимание есть, этот вопрос будет решаться.
А.Г.: Были ли случаи, когда гражданам отказывали в выдаче вида на жительство?
Т.М.: Такие случаи были. В соответствии с законодательством, лица, которые выступают против конституционного строя – такого случая у нас не было, – но совершавшие тяжкие, особо тяжкие преступления, не то что гражданство, им нельзя выдавать вид на жительство. Есть люди, которым отказали на какой-то период, потому что они не проживают на территории Галского района 10 лет. То есть они должны пойти по пути получения разрешения на проживание.
А.Г.: В СМИ появилась информация, что большинство жителей отказываются от получения нового документа, как вы это прокомментируете?
Т.Н.: Определенные силы целенаправленно проводят здесь работу, пропагандируя, что «вы не берите документ, вид на жительство, скоро власть поменяется, и мы вам всем дадим гражданство Республики Абхазия, потому что вы здесь родились, ваши отцы здесь родились». Но эти люди фактически подрывают государственность Республики Абхазия. Они, понимая, какие политические процессы в 2014 году вызвала паспортизация, хотят какие-то свои реваншистские палки в колеса поставить. А многие люди подвержены этим слухам, этой пропаганде, и такой процесс есть. Фактически они оказывают медвежью услугу, потому что вы знаете, что закон о гражданстве был принят в 2005 году парламентом Республики Абхазия. Под законом о гражданстве, принятом в 2005 году, стоит подпись президента Сергея Багапш. Это закон, который был принят той властью, которая этого закона не придерживалась. И в массовом порядке проводила нарушения. Там четко написано, что двойного гражданства с Республикой Грузия быть не может. Те люди, которые приходят и говорят жителям Галского района: «Не берите вид на жительство, вы должны иметь гражданство Республики Абхазия», должны понять, что ни один депутат парламента нынешнего (созыва) или в будущем, не сможет инициировать вопрос, что «давайте мы жителям Галского района дадим двойное гражданство с Грузией». Это я называю медвежьей услугой, провокацией, потому что этот вопрос может привести к очередному гражданскому противостоянию. Кому это нужно?
А.Г.: Сейчас у жителей нет возможности распоряжаться собственностью, будут ли изменения в законодательстве по этому поводу? Будут ли урегулированы вопросы, связанные с собственностью лиц с видом на жительство?
Т.Н.: Та собственность, которая есть у жителей Галского района, за ними остается. Они даже могут вступать в наследство, если по завещанию им передали, это их собственность. Другое дело, что купить в собственность жилье они не могут как иностранные граждане. В то же время законодательство позволяет им быть учредителем, открывать с видом на жительство предприятия, и как юридические лица они могут получить разрешение, скажем, построить гостиницу, и эту гостиницу иметь в собственности. Устроиться на работу служащими в государственные структуры тоже у них не будет проблем с видом на жительство, они имеют возможность получить кредиты в банках Абхазии, получить права, учиться. То есть единственное право – это избирательное право, выборы в парламент и президента Абхазии решают граждане Республики Абхазия.
А.Г.: Кто выбирает в Галском районе местное собрание? Насколько правильно, что местное население не может участвовать в формировании органов местного самоуправления?
Т.Н.: Сегодня, согласно законодательству Республики Абхазия, (местные жители) имеют право избирать депутатов районного собрания и сельских собраний. В связи с тем, что идет процесс документации после тех массовых нарушений, которые были, выборы в местные органы власти в Галском районе отложены решением парламента до 2020 года. К 2020 году мы должны увидеть картину, будем смотреть, сколько у нас граждан будет к 2020 году, которые не имеют гражданства Республики Грузия и получили гражданство Республики Абхазия. Это количество может сформировать, ну, районное собрание… сформировать и сейчас можно из 500 граждан, которые проживают на территории Галского района. Проблема в формировании сельских представителей власти, там у нас есть проблемы. Можно внести поправку в закон о том, что лица, имеющие вид на жительство, могут принимать участие в выборах как избиратели, но избираться не могут. А избирать будут из числа своих жителей, которые являются гражданами Абхазии.
А.Г.: Как обстоят дела с пенсионным обеспечением и другими социальными выплатами?
Т.Н.: Сегодня более семи тысяч жителей Галского района пенсионного возраста получают пенсию 500 рублей. Инвалиды первой, второй, третьей группы получают те пенсии, которые получают все остальные жители и граждане Республики Абхазия. Закон о пенсионном обеспечении позволяет жителям, независимо от гражданства, в случае выхода на пенсию, получать пенсию. Правительство Абхазии в 2015 году приняло решение о том, что лица, не получающие пенсию иностранного государства, получают надбавку 1 тысячу рублей к пенсии 500 рублей. Их количество около 1700 человек.
А.Г.: А что касается других социальных выплат?
Т.Н.: Другие социальные выплаты, в соответствии с законодательством, такие же, они ни чем не отличаются – и по рождению детей, и другие социальные выплаты. Другое дело, что сама сумма этих выплат печальная, хотя правительство увеличивало в 2-3 раза за последние три года, но цифры были такие маленькие. Но ухудшения нет в этом плане.
А.Г.: На минувшей неделе в Грузии бастовали водители такси и других транспортных средств. Недовольство вызвал микроавтобус с абхазскими номерами, который курсирует по ингурскому мосту. Прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию.
Т.Н.: Есть микроавтобус, который принадлежит жителю Галского района, с абхазскими номерами, с которым заключен договор с офисом УВКБ ООН по просьбе международных организаций в гуманитарных целях. Когда мы закрыли мосты в нижней зоне, а расстояние на ингурском мосту до 800 метров, зимой там переходят больные люди, пожилые люди, дети, им трудно преодолевать это расстояние в 800 метров пешком, они попросили нас о том, чтобы там стоял микроавтобус, который бы курсировал между постами. Он один раз туда заехал, целый день там курсирует, потом вечером выезжает, когда граница закрывается. Абсолютно это бесплатно, потому что финансирует офис УВКБ ООН, который находится здесь, в Абхазии. Мы были об этом проинформированы, мы не видим ничего плохого в том, что этот микроавтобус может бесплатно перевезти людей. Мы даже это поддерживаем. Мы когда закрывали посты, мы улучшили, отремонтировали дорожную структуру, сами пустили автобус, дополнительно. Мы два года этим занимались, не бросили людей с их проблемами. Мы решили вопросы и инфраструктурного характера и закрыли посты. Конечно, когда один пропускной пункт, намного лучше контроль за всеми противоправными действиями, которые могут происходить. Контролировать семь участков или один – сами понимаете. Количество контрабанды уменьшилось в разы, это видно. Конечно, она есть, но она уменьшилась в разы. Я это вижу по галскому рынку, где появились товары из Сухума. Грузинских товаров все меньше. Рынок сбыта дополнительно появился для наших производителей. Это в интересах Абхазии и абхазского государства. О том, что были митинги, – митингов на территории Галского района на КПП «Ингур» не было. Они прошли на территории Зугдидского района. Сам мост – 750 метров, на абхазской стороне находится 150 метров. Большая часть моста находится на территории Грузии. Кто там подъезжает – наверное, виднее властям Грузии. Если им надо где-то помочь, если они обратятся, мы поможем.
А.Г.: Хотелось бы, чтобы вы рассказали об особых экономических зонах в районе.
Т.Н.: В конце 2016 года был указ президента о создании особой экономической зоны на территории Галского района, более 7 тысяч га. Указана управляющая компания, которая этим занимается. Эта особая экономическая зона, которая создается по просьбе частной инвестиционной компании, которая берет на себя обязательства в течение двух лет. Записано в законе, что (если) хотя бы один иностранный инвестор не появится, то вопрос может встать о закрытии особой экономической зоны. Конечно, этого очень не хотелось бы. В то же время огромную работу проводит эта компания, которая является управляющей. Они провели геодезические работы на этой территории, картографические работы на этой территории. Заключили договоры с иностранными предприятиями. И теперь нам осталось, мы их ждем, подписать аренду на 7 тысяч га, которая, по предварительным нашим оценкам, должна принести около 10 миллионов рублей. Это большая цифра для Галского района. До конца этого месяца мы должны подписать договор об аренде земли. Кроме того, уже появились некоторые резиденты, заинтересовались. Недавно одна из компаний, которая находится в Бельгии, обратилась к нам – хочет построить здесь мини-завод. Конечно, хотелось бы, чтобы все быстро проходило, но это связано со многими политическими вопросами. Грузинская сторона прямо у нас на границе начинает строительство порта в Анаклия, в пяти километрах от границы с нами построен многопрофильный медицинский центр. Политика, которая проводится Республикой Грузия, политика вовлечения без признания, она имеет далеко идущие цели и создание здесь особой экономической зоны – это наш ответ всем тем процессам, которые происходят в Грузии. Мы тоже создаем особые условия для инвесторов, для отечественных предпринимателей. Одна из самых главных проблем в районе – отсутствие инвестиций и отсутствие рабочих мест. Но если придет инвестор, это будет положительно сказываться на всех жителях восточной Абхазии.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия