«Несостоявшийся триумф популизма» – так озаглавила свой ежегодный доклад правозащитная организация Human Rights Watch. Авторы отмечают, что «принципиальность политиков и активная позиция общества успешно противостоят популистской повестке». Однако других поводов для оптимизма у правозащитников оказалось немного.
Конституционная реформа, в которой правящая сила «Грузинская мечта» так и не учла рекомендации гражданского сектора, оппозиции и международных экспертов, открыла список грузинских проблем в докладе Human Rights Watch по Грузии. Новая версия Основного закона так и не отменила мажоритарную систему, отложив это на восемь лет. А некоторые избирательные ограничения, не одобренные Венецианской комиссией, «Грузинской мечте» приходится сейчас поправлять. Речь идет о разрешении партийных избирательных блоков и однократном снижении проходного избирательного порога до трех процентов на парламентских выборах 2020.
Оценки правозащитной организации не обошли вниманием в оппозиции. Этого и следовало ожидать, говорит депутат от «Нацдвижения» Тинатин Бокучава:
Your browser doesn’t support HTML5
«Это еще раз доказывает, что наша власть под себя подгоняет Конституцию. Все существующие тяжелые проблемы, которые есть у нас в стране, отражены в докладе одной из ведущих мониторинговых международных организаций Human Rights Watch».
Подстрекательством к гомофобии, с которой и так серьезные проблемы в Грузии, в правозащитной организации сочли конституционное определение брака исключительно «как союза женщины и мужчины». В докладе также упомянуты другие проблемы и случаи, связанные с сексуальной ориентацией и гендерной идентичностью.
Большое внимание уделено в документе фактам «отсутствия подотчетности полиции и злоупотребления служебным положением».
В отдельной главе в первую очередь говорится о деле азербайджанского журналиста Афгана Мухтарлы, искавшего в Грузии политического убежища, но теперь отбывающего срок в азербайджанкой тюрьме. Грузинские власти, несмотря на общественный протест и призывы западных партнеров, пока так и не расследовали факт исчезновения в центре Тбилиси, который Афган Мухтарлы квалифицирует как похищение, и передачи журналиста азербайджанской стороне. Мнение правозащитников разделяет и депутат от оппозиционной «Европейской Грузии» Серго Ратиани:
«Это правда очень позорный случай с азербайджанским журналистом, когда он исчезает из нашей страны и оказывается в тюрьме в другой стране. Это очень серьезная проблема».
Среди других проблем, связанных с правами человека, Human Rights Watch называет репрессивную наркополитику, неудавшуюся реформу СГБ, особенно в части «слежки и прослушивания», нарушение трудовых прав, а также проблемы, связанные со свободой СМИ.
В докладе упомянута судебная тяжба между бывшими и нынешними владельцами оппозиционного телеканала «Рустави 2», активы которого лишь по решению Страсбургского суда не перешли к бывшим владельцам, а также процессы на Общественном вещателе Грузии:
«В феврале новое руководство Общественного вещателя объявило, что приостановит несколько политических ток-шоу, сославшись на планы модернизации оборудования и контента станции. В июне он прекратил трансляцию двух совместных программ с Радио Свобода (Радио Тависуплеба)», – говорится в докладе Human Rights Watch.
«Все это создает прямую угрозу медиаплюрализму в стране», – отмечает представитель Human Rights Watch на Южном Кавказе Георгий Гогия.
Ничего тревожного не видит в докладе правозащитной организации депутат «Грузинской мечты» Леван Гогичаишвили:
«Эта организация по защите прав человека часто критикует даже ту страну, которую она представляет, где у нее головной офис. Главное, что мы внимательны к замечаниям и не покрываем людей, которые совершают предполагаемые правонарушения».
Но приведенные в докладе цифры говорят об обратном. По статистике аппарата Народного защитника, с 2014 года было начато расследование по 63 фактам предполагаемых превышений полномочий со стороны представителей правоохранительных органов. И ни по одному из них никто не был привлечен к уголовной ответственности. «И здесь неуместны сравнения с правлением «Нацдвижения», – отмечает представитель Human Rights Watch на Южном Кавказе Георгий Гогия:
«Часто ставят вопрос так: эта проблема стоит так же остро, как до 2012 года? Мы знаем, что тогда таких случаев были тысячи. Я бы ответил так: это остается таким же системным, и не имеет значения, будет таких дел десять или двадцать. У нас система устроена так, что она не расследует преступления, которые были совершены представителями правоохранительных органов. Эта системная проблема должна быть искоренена. Выходом из этой ситуации может быть создание реально независимого механизма, пользующегося доверием общества, когда такие правонарушения будут своевременно и эффективно расследованы».
Создания независимого следственного механизма уже многие годы добиваются местные правозащитные НПО. Несмотря на давние предвыборные обещания, «Грузинская мечта» не спешит учесть рекомендации правозащитников, среди которых теперь и представители Human Rights Watch.