Безработица по-абхазски

Сегодня в Сухуме состоялась пресс-конференция начальника Управления по труду и занятости Министерства труда и социального обеспечения Абхазии Джона Агрба. В анонсе, разосланном журналистам, было сказано, что он расскажет о проблемах трудоустройства в Абхазии, о социальных выплатах безработным, о том, как безработица влияет на экономику страны. Пресс-конференция посвящена Всемирному дню безработных, который отмечается ежегодно 28 января.

Ожидал услышать на пресс-конференции неутешительные цифры, но их поначалу не прозвучало вообще никаких. Джон Агрба рассказал, что около года назад в Абхазии был принят Кодекс о труде, сменивший наконец после долгой работы над ним советский. Но одновременно с этим прежние законы, которые были связаны с трудовой деятельностью, с регулированием трудовых отношений, утратили свою силу, в частности, закон «О занятости населения». И сейчас отсутствует четкое определение безработного. А из-за ведомственных пертурбаций была утеряна и преемственность в работе. Джон Агрба говорит:

Your browser doesn’t support HTML5

Безработица по-абхазски

«До конца 2012 года были государственная служба занятости и государственный фонд содействию занятости населения. Они прекратили деятельность распоряжением кабмина в ноябре 2012 года. К сожалению, потом работа в данном направлении приостановилась, потому что должны были принять решение, кто является правопреемником. Управление занятости, которое я сегодня представляю, – это структурное подразделение Министерства труда и социального обеспечения, которое не является правопреемником. Поэтому вопрос как бы повис в воздухе. Но вся надежда, получается, только на отдел занятости, который должен собирать информацию о наличии тех или иных вакансий. Без этой информации очень сложно оповещать людей, очень сложно анализировать».

Согласно статье 151 нового Трудового кодекса Республики Абхазия, работодатели обязаны информировать Министерство труда о наличии вакантных мест, сказал Джон Агрба. Нужна информация по всей Абхазии. Он даже попросил журналистов помочь управлению достучаться до работодателей, которые после периода определенной активности почти перестали информировать отдел об имеющихся вакансиях.

По словам Агрба, до 2013 года выплачивались и небольшие пособия по безработице небольшому количеству зарегистрированных безработных. Я вспомнил о том, как в первые послевоенные годы, когда регистрация безработных была новым, необычным делом на всем постсоветском пространстве, я заходил в госслужбу занятости и интересовался ее работой. И там мне рассказывали, сколько людей, ищущих работу, в нее обращались. Есть ли такие обращения сейчас? Джон Агрба ответил:

«Обращения, конечно, есть, вот это я могу сказать. Люди интересуются, кто узнает о нас, приходят.

– А какую работу ищут в основном?

– В основном, к сожалению, они хотят быть охранниками, водителями…

– А о каком количестве тут можно говорить?

– Я могу вам сказать. Нам даже удалось, когда был вот такой всплеск активности, если так можно выразиться, со стороны работодателей, когда мы информацию какую-то имели, мы помогли… более 30 человек мы трудоустроили. А обращений к нам было порядка 300-400.

– Возможно, потому что у нас маленькое общество, большинство сами находят работу, по знакомству…

– Ну, знаете как… Конечно, определенная местная специфика тоже есть. Если есть какие-то места, люди хотят близких».

Журналисты поинтересовались: так можно ли привести какие-то цифры, говорящие об уровне безработицы в стране. Джон Агрба сказал:

«Ну, если взять классическую формулу, как она вообще определяется везде, берется общее число населения, из него – экономически активное, из него – трудоспособное, из него – занятое, и получается, что остальные – как бы безработные. Тогда, если считать так, в Абхазии 72 процента безработных. Это на уровне Демократической Республики Конго. Самая высокая, это где? В Зимбабве, Либерии и Конго, вот там 90 процентов, 85 и 76 что ли, точно не помню. А если считать безработными только тех, кто о себе заявил, пришел, встал на учет, скажем, на бирже труда или где-либо, их 15 человек только. Получается, что в Абхазии только 15-20 безработных».

Необходим мониторинг населения, сказал также он. Информации по домашним хозяйствам статистика не дает. Нужно охватить и людей, которые не имеют доходов и не обращаются в центры занятости или в биржу труда. Без исследования домашних хозяйств говорить о безработице нельзя.

А мне подумалось о том, что догадываюсь, почему в 2012 году были ликвидированы упомянутые служба и фонд. Наверное, пришли к выводу, что в наших условиях это структуры, требующие государственного финансирования, но не приносящие государству практической пользы.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетии